2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008



15 июля 2014


ПРОЕКТ "1 день.1 экспонат". В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ ТОЛЬКО ТОЧКИ


При первом взгляде на работу финалиста премии Джамиль 3 Вагас Хана «Письмо любимой» посетители выставки порой вспоминают строки «Восточной песни» композитора Давида Тухманова на стихи Онегина Гаджикасимова. Масштабный лист бумаги лишен предметной живописи. Его покрывают в сложном и строгом порядке линии из сонма мельчайших, не сразу заметных на расстоянии, точек. Плотный поток линий вдруг прерывается и тогда нашему глазу открываются зиящие лакуны, неровные, «эмоциональные» границы «текста».

Пакистанец Вагас Хан обучался технике живописной миниатюры, имеющей в индо-иранском регионе многовековую историю. Владеет он и искусством создания печатной графики, эстампа. Однако сегодня он создает что-то совершенно невероятное в сложнейшей, чрезвычайно трудоемкой технике.

Его мастерством мельчайшие точки и пятна на бумаге собираются в узоры и композиции, которые тянутся к вечности. Эти необыкновенные, буквально сбивающие с ног при первом знакомстве, рисунки построены на идеях и концепциях, принадлежащих мусульманской, суфийской и индуистской традициям.

Вот что говорит о своем творчестве сам автор: «Я использую чертежную ручку (она называется рапидограф), стойкие чернила и специальную бумагу, которые обычно используют в традиционной миниатюрной живописи. Эта бумага очень плотная и может выдержать давление моих рук. Я должен держать ручку двумя руками и попадать в одну и ту же точку, поскольку я использую стойкие чернила, которые невозможно стереть».

Вагас Хан предпочитает работать ночью в своей мастерской в городе Лахор. Сам процесс создания работ, требующий предельной концентрации, острого глаза, твердой руки и задержки дыхания производит впечатление мистической практики, религиозного ритуала. При этом художник не использует никаких увеличительных приборов, в отличие от посетителей выставки которым предлагаются лупы со значительным увеличением.

На так часто звучащий в экспозиции Центра «Эрмитаж-Казань» вопрос «Зачем он это делает?» отвечает сам удивительный мастер.

«Мой зритель очень важен для меня. Он должен быть удивлен, у него должны быть свои требования. Например, он должен захотеть увидеть мои работы, подойти к ним поближе. Я хочу, чтобы с помощью моего искусства зрители могли на некоторое время обрести безмятежность. Их сердца и души – все тело - должны быть успокоенными на некоторое время, и они должны запомнить это ощущение».

И кажется, что в отличие от лирического героя известной песни Вагас Хан сумел сказать то, что хотел. Причем так, как никто другой.

Видео на сайте ГТРК Татарстан


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра