2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008



8 ноября 2014


ПРОЕКТ "1 день.1 экспонат". ТКАНЕВАЯ ДИПЛОМАТИЯ


В зале, посвященном искусству Ирана и Средней Азии 17 века в центре Эрмитаж- Казань выставлено покрывало в технике тройного переплетения. Такие полотна исключительно редки. Благодаря использованию такой технологии на обеих сторонах ткани создается одинаковый узор, окрашенный разными цветами. Задействованные в ткачестве три цвета шелка и металлическая нить дают в общей сложности 6 оттенков узора, так как к трем основным добавляются их сочетания.

Кроме этой в мире известно еще 3 подобных полотна - в частности обивка шкатулки из венской императорской сокровищницы. Эта шкатулка служила футляром для короны, присланной в 1605 г. османским султаном Ахмадом венгерскому князю Иштвану Бочкаю в знак признания независимости Венгрии от Священной Римской империи.

Три из четырех известных тройных полотен содержат в узорах имена их создателей. Должно быть, изготовление тройного полотна расценивалось как особое достижение, достойное особого упоминания имени творца. Создавали эту красоту три человека – художник, ткач и накшбанд, которому отводилась главная роль. Он должен был адаптировать эскиз художника к ткани и рассчитать нити, необходимые для создания узора. Только мастера этой специальности оставляли свои подписи в узорах тканей. Надпись ‘амал-и шамс («работа Шамса»), помещенная в узоре данной ткани на платье девушки, приводит имя накшбанда, до сих пор остававшееся неизвестным для исследователей.

С начала XVII в. такие ткани приобрели особое значение в посольском ритуале, отправляясь в качестве шахских подарков в Европу, Индию и, судя по этой ткани, даже в Китай. В создании узора таких «экспортных» тканей художники старались учесть вкусы будущих получателей. Это – первая известная ткань с китайскими мотивами в узоре, представленными, конечно, в меру их понимания иранским художником. Перенесенные из буддийской традиции в иранскую живопись XIV в. эти образы, видимо, сохраняли за собой память об изначальном происхождении. «Китайский идол» – одно из обозначений гурии или просто красавицы в персидской поэзии.

Видео на сайте ГТРК Татарстан


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра