2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008



12 ноября 2014


ПРОЕКТ "1 день.1 экспонат". ВСТРЕЧА В ДВЕРЯХ


«По высочайшему царственному приказу султана султанов шаха Аббаса Сафави. Да продлит Господь его царствование!» такую надпись можно прочесть персидских на дверях 19 века. Не менее интересны и персонажи, запечатленные в этом восхитительном произведении искусства. Они отсылают нас к веку 16-му…

Несомненно, в надписи подразумевается иранский шах Аббас I (1571–1629), который легко узнается в одном из игроков в нарды (справа) в центральной сцене на правой двери. Его соперник – очевидно, не менее знаменитый шах Тахмасп I (1524–1576) Приходившийся Аббасу дедом. В реальности они вряд ли играли в нарды, так как Тахмасп I умер, когда внуку было всего 6 лет. Сцена представляет собой воображаемую встречу властителей двух разных эпох, что подчеркивают и костюмы персонажей.

Можно предположить, что и в сцене на левой двери за игрой в шахматы изображены исторические персонажи. Эта загадка пока остается неразгаданной исследователями.

Воображаемые встречи монархов стали одной из распространенных тем иранской (сефевидской) живописи, начиная с середины XVII в. Но здесь находится место и для людей менее знатных. Изображения на дверных рамах отсылают нас к популярным в Иране персонажам персидских поэм.

По горизонтали расположены четыре сцены из истории о несчастной любви Маджнуна- арабского поэта 7 века к соплеменнице Лайли. Так же можно распознать иллюстрации к истории еще одной любви - Ширин и Хосрова. Суфийское произведение, аллегорически изображающее стремление души к Богу; но чувства изображены настолько живо, что неподготовленный читатель даже не замечает аллегории, воспринимая поэму как романтическое любовное произведение. Внизу на левой двери помещено неподписанное, но легко узнаваемое изображение Хосрова, наблюдающего купание Ширин в источнике, а на правой – герои эпической суфийской поэмы «Беседа птиц» персидского мыслителя Аттара.

Пара дверей, выполненные в технике лаковой росписи сочетают в себе художественные традиции китайской лаковой и иранской миниатюры. С одной стороны очевидное желание подражать художникам 16-17 веков, а с другой - влияние европейской живописи определяют характер декора превосходно выполненных дверей и в целом, иранской живописи 19 столетия. Все говорит о том, что перед нами шедевр иранских мастеров.

Изящный рисунок, плотное заполнение пространства изображениями это следование принципу «боязнь пустоты», который выражает идею всеохватности ислама.

Видео на сайте ГТРК Татарстан


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра