2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008



17 февраля 2015


ПРОЕКТ "1 день.1 экспонат". НАГЛЯДНАЯ НАРОДНОСТЬ


В русском искусстве 1870-х — 1880-х годов получила широкое распространение «повествовательность» художественного произведения, в контекст которого вплетались узнаваемые атрибуты народной жизни, шутки, присказки, пословицы и поговорки. Кресло авторства знаменитого петербургского мастера Василия Петровича Шутова «Дуга, топор и рукавицы» - пример такой «наглядной фольклорности».

Столичный мебельщик Василий Петрович Шутов, мастер резьбы по дереву и преподаватель училища барона Штиглица, уже в 27 лет приобретает широкую известность как владелец собственной столярной мастерской.

Известность мастера особенно упрочилась в 1870 году, когда выставленные им на Всероссийской выставке в Петербурге художественные столярные изделия обратили на себя всеобщее внимание и доставили художнику бронзовую медаль.

Целью всероссийских выставок было развитие российской промышленности и ремесел. Правилами участия в выставках, определялось, что производитель должен был предоставить изделия высокого качества, изготовленные российскими рабочими и мастерами. Награда присуждалась не отдельному предмету, а фабрике в целом и использовать оттиски этих наград в качестве рекламы можно было на любом изделии фабрики.

Самым оригинальным из представленных работ мастера стало кресло с атрибутами крестьянского быта, поражающего мастерством выделки: спинка его решена как дуга (один из элементов конской упряжи), на которой красуется надпись - любимая шутка – прибаутка всех ямщиков и ездоков: «Тише едешь, дальше будешь», локотники - в форме топоров; сиденье «покрывает» шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежат» оставленные кем-то резные рукавицы.

Популярность кресла была столь велика, что автору было заказано до пятидесяти его повторений. На изготовление кресел этого типа Шутов получил привилегию от Департамента торговли и мануфактуры сроком на десять лет. По истечении этого срока стали появляться копии и варианты шутовского кресла, выполненные другими столярами-резчиками. Кресло продолжало тиражироваться вплоть до начала XX века, при этом в его декор вводились все новые атрибуты - кнут, лапти, сверла, балалайка; иногда менялась форма сиденья и текст вырезанной на дуге пословицы. Кресло пользовалось всеобщей любовью: его можно было встретить в квартирах демократически настроенной интеллигенции, особняках аристократии. Настоящее «шутовское» кресло стояло в кабинете императора Александра III, известного своими русофильскими взглядами.

Видео на сайте ГТРК Татарстан


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра