Фото – Елена Сунгатова

6.03.2008


Что такое «эбру»?

Искусство «эбру» – это древнейший вид декоративно-прикладного искусства тюрков.

Невозможно точно сказать, когда и где появилось «эбру». Известно, лишь, что существуют некоторые источники, указывающие на то, что «эбру» в том виде, в котором оно существует сегодня, появилось в Туркестане в Самарканде в ХIII веке.

Самое древнее известное нам название искусства «эбру» обозначалось как «эбре» и в переводе с чагатайского языка Средней Азии означало «волнообразный, жилистый».

Искусство «эбру», так же как бумага, посредством Великого Шелкового Пути и других торговых связей распространилось с Востока до Запада. Дойдя по Великому Шелковому Пути до Ирана, искусство «эбру» здесь именовалось «абру» (водная гладь) или «эбри» (облачный, как облако). Позже искусство, пришедшее с тюрками в Анатолию, получило название «эбру» и в таком виде сохранилось в языке до наших дней.

Самое древнее «эбру», у которого установлена дата, относится к 1447 году и хранится в музее Топкапы (Стамбул, Турция).

В период Османской Империи многие художники работали по технологии «эбру». Их называли «эбрузен». В то время бумага, декорированная по технологии «эбру», использовалась как основа при оформлении документов и официальной переписке. Наряду с эстетическими целями это имело и практическое значение, так как препятствовало подделке и искажению бумаги. Логика сложных рисунков, использующихся на гербовой бумаге, бумажных купюрах и векселях берет свое начало с тех времен.

Искусство «эбру», известное сегодня в Европе как marbling, в XVII в. перешло в Европу под названием «турецкая бумага». Искусство «эбру» в Турции наряду с искусством переплета и каллиграфии использовалось для основы и обрамлений, а также в качестве украшения. Со временем значение декорированной бумаги возросло и стало так ценно, что она даже заключалась в рамки.


Техника

Перед тем как начать делать эбру, водный чан заполняют раствором сока растения астрагал. Сок этого растения сгущает воду. Для эбру используются природные земленные краски различных цветов. Краски, каждые по отдельности, тщательно перетираются между двумя стеклянными (керамическими, хромированными) пластинами. Во время перетирания добавляется небольшое количество воды. В полученную таким образом глиноподобную краску добавляется желчь и оставляется на 15 дней – 1 месяц. Таким образом, краска спекается с помощью желчной кислоты. Для придания более светлых тонов краску разводят водой.

Готовую краску с помощью кисти или металлического прутка капают на поверхность заранее приготовленной, загущенной соком астрагала воды. Узор или фигуру выполняют с помощью металлического прутка, расчески и других инструметов.

Бумагу расправляют на поверхности воды и дают возможность пропитаться краской. Затем бумагу сушат в чистом помещении без сквозняков.

Невозможно точно предугадать рисунок «эбру», можно только предполагать, на что он будет похож. Поэтому повторить один и тот же рисунок эбру невозможно.

Каждое «эбру» отражает миг его создания...

Если у Вас нет вышеуказанных ингридиентов, то можно так:

Чтобы попробовать сотворить что-то подобное самому, то простейший способ – поэкспериментировать с масляными красками. Для удержания красок на воде в неё можно добавлять конторский клей, а масляные или печатные офсетные краски растворить в скипидаре. Далее действовать, как описано выше. Может, это будет лишь подобием эбру, зато какое удовольствие творить что-то своими руками и знать, что ваше произведение так же уникально и скопировать его невозможно. К тому же, оправленное в рамочку, ваше эбру отлично впишется в интерьер, будет радовать глаз, а возможно, даже вызовет восхищение.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11084/


Мераль Озджан

Художница «эбру».

С 1990 года работает в сфере декоративно-прикладного искусства Турции. Брала уроки у известных художников Шахин Иналёз, Бенан Демир и Фуат Башар.

С 2002 года по сегодняшний день преподает технологию «эбру».

Наряду с классическими технологиями «эбру» использует и собственные технологии, такие как уплотненное, трехмерное, волнисто-капельное «эбру», оформление позолотой, серебром и бронзой.

В 2005 и 2007 гг. получила приз на конкурсе декоративно-прикладного искусства, организованном Министерством культуры и туризма Республики Турция.

С 1988 г. ее произведения выставляются на различных выставках.


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра