Татьяна Ренкова
Портал «Казань24»
16 февраля 2011 года
Оригинал статьи 


Рассказ о фильме, потом сам фильм, а потом…А потом каждый может выпустить пар и озвучить, все, что накипело во время заветных минут, когда на экране мелькали кадры, герои произносили диалоги и монологи. Разговоры о кино не праздная тема, если ведутся они в казанском клубе «Не-последний киносеанс». О том, какие фильмы показывают на «не-последних киносеансах», кто находится в зрительном зале и где располагается сам зрительный зал, рассказал руководитель киноклуба Ильшат Латыпов.

- Ильшат, расскажи, пожалуйста, давно ли существует клуб «Не-последний киносеанс» и как возникла идея его создания?

- Клуб возник в апреле 2007 года, то есть почти 4 года назад. Точную дату я назвать не могу, потому что в то время я не думал, что это будет так важно.

Идея возникла у тогдашних студентов 4 курса исторического факультета КГУ: у меня и моего лучшего друга Саши Кратюка. В Казани киноклубов в то время не было, только в строительной академии проходили показы. Но там фильмы не обсуждали, и аудитория была – только студенты этого вуза. Мы открылись на 12 этаже второго корпуса КГУ – на историческом факультете. Кинопоказы проходили на кафедре, все было очень скромно: фильмы показывали на ноутбуке, приходило к нам человек по 10. Через год мы переехали в этнографический музей, к нам стало приходить по 20-30 человек. Фильм Алана Паркера «Стена» собрал аншлаг. Хотя лично мне этот фильм не очень нравится, но у нас есть такая функция – «приглашенный атаман»: каждый может выступить в роли ведущего и предложить фильм.

Расцвет клуба «Не-последний киносеанс» начался, когда мы зимой 2008 года переехали в «Эрмитаж». Посещаемость увеличилась от 40 до 100-120 человек. Например, во время показа скандального фильма «Необратимость» Гаспара Ноэ люди, буквально, сидели на полу и друг у друга на коленях.

Я считаю своим личным триумфом, что очень много народу пришло на абсолютно у нас неизвестный фильм «Пятая печать» Золтана Фабри, хотя в Венгрии он является классиком. Классно, что такие чудеса случаются!

- 15 февраля 2011 года – это тоже важная дата в истории клуба, насколько я знаю?

- Да, в этот день прошел сотый киносеанс. Хотя фильмов мы успели посмотреть и обсудить значительно больше. Бывает, что во время одной встречи мы смотрим по две или три картины. Несколько раз в нашем клубе проходили ретроспективные показы, например, ретроспектива Дастина Хоффмана. Мы показали его ранние и малоизвестные работы, например, фильм «Соломенные псы».

Сотый киносеанс – я считаю, это серьезное событие. В связи с этим я задумался на днях над словом «стабильность». В нашем случае, оно не является синонимом слова «застой». Стабильно к нам каждый вторник (в этот день проходят заседания клуба, так уж повелось) приходят от 30 до 80 человек. На показ татарстанского фильма «Бибинур» Юрия Фетинга, который взял главную премию на фестивале мусульманского кино, к нам пришло человек 100. Приходили сценарист этой картины – Мансур Гилязов и исполнительница главной роли – Фирдаус Ахтямова.

Чтобы киносеансы не превращались в рутину, мы организуем встречи с казанскими режиссерами. Из самых статусных наших гостей я могу назвать Марину Разбежкину, Ильдара Ягафарова, Салавата Юзеева. В этом году уже есть договоренность с Денисом Осокиным. Хотим поговорить о его «Овсянках», причем, не только похвалить, но и покритиковать.

- Критика востребована в вашем киноклубе?

- Однажды мы провели показ с участием «доброго и злого следователей»: мы обсуждали фильм «Профессия: репортер» Микеланджело Антониони. Считается, что это очень скучный и трудный для восприятия режиссер.

Моя соведущая защищала эту картину, а ее ругал. Хотя скажу сразу, все фильмы, которые мы показываем, мне очень нравятся. И откровенно слабых картин мы не предлагаем на наших киносеансах, просто чтобы их поругать. Чтобы попасть в шорт-лист киноклуба «Не-последний киносеанс», нужно очень постараться! Фильм, однозначно, должен быть шедевром!

- Есть ли планы приглашать в гости кинодеятелей российского масштаба? И кого хотелось бы пригласить, если мечтать на полную катушку?

- Конечно, есть! Мы планируем развиваться. Но это непросто. Бюджета у нашего клуба нет, а любой артист, режиссер или критик запрашивает гонорар за свое выступление.

Хотелось бы пригласить актуальных сейчас режиссеров. В первую очередь, наверное, Валерию Гай Германику, очень колоритный человек. Я думаю, такое событие в клубе «Не-последний киносеанс» привлекло бы массу народу. Мой друг, о котором я уже говорил, Саша Кратюк уехал учиться во ВГИК. Я его подбиваю заманить к нам Карена Шахназарова.

- Каковы же критерии отбора кинофильмов? Расскажи подробнее!

- Фильм должен быть увлекательным и интересным. Можно долго спорить о его художественных достоинствах, но скуки быть не должно. Картина должна заставлять людей задуматься, сделать для себя какие-то выводы. И, конечно, быть некой вехой в истории кино. Должен присутствовать элемент недооценки: то есть в свое время эту картину либо не заметили, либо не оценили по достоинству. А еще фильм должен просто понравиться мне.

- Нашумевшие картины можно купить на дисках или скачать в интернете. Как удается достать старые фильмы? Такие как, например, те же ранние работы Дастина Хоффмана.

- Раньше, конечно, было сложнее, никаких торрентов не было. Помню, на улице Баумана был такой магазинчик «Другое кино». Я там покупал кассеты за 189 рублей. Тогда это были большие деньги. Я откладывал с завтраков, копил, чтобы купить новую кассету. Записи были плохого качества. Потом стали заказывать кассеты и диски через интернет. Сейчас стало гораздо проще: полтора часа и фильм скачан! Найти можно все. Другое дело, решить, что искать.

Чтобы составить программу на семестр, мне приходится просматривать в день три-четыре фильма. Мы составляем ее по географическому принципу: выбираем страну, и показываем фильмы, начиная с зарождения там кинематографа и до наших дней. Например, была Италия – мы начинали с 40-ых годов, показали фильм «Похитители велосипедов» 1948 года, режиссёра Витторио де Сика. Закончили современным итальянским кинематографом. И так происходит с каждой страной. На протяжении года показывали российское кино, целый год – русское кино наше все! Обычно, чтобы «посмотреть страну» хватает месяца. Сейчас мы смотрим азиатские фильмы, потом будет Корея, Индия. Пройдемся галопом по континентам, мы не посмотрели Австралию, Канаду, Южную Америку.

Америку мы изучали в самом начале, но планируем вернуться к американскому кинематографу. Это я уже немного раскрываю карты! А потом географический принцип уже исчерпает себя. И мы придумаем что-нибудь еще.

- Ты говорил о посещаемости киноклуба, хотелось бы узнать, кто приходит к вам на сеансы? Состав аудитории, пожалуйста!

- Согласно соцопросу в нашей группе «Вконтакте», больше всего студентов К(П)ФУ. Лидируют гуманитарные факультеты: историки и филологи, хотя немало и студентов ВМК. Всем интересно. Иногда приходят взрослые люди лет за 40. Но их пока единицы. В основном, к нам приходят молодые, творческие, интеллигентные люди.

- Наверное, тяжело чисто физически смотреть по три-четыре фильма в день?

- На самом деле, я полностью смотрю одну или две картины, максимум. Если фильм не кажется мне интересным, я включай другой. Я уже пережил тот возраст, когда мне казалось обязательным смотреть все от и до. Чтобы понять, подходит ли картина для наших сеансов достаточно посмотреть минут 20.

- Скажи, твоя страсть к кино родом из детства?

- Я полюбил кино, когда учился классе в 10. Наверное, роль сыграть мой старший брат: он увлекался кино, и интерес передался и мне. Мы стараемся следить за новинками, дома у нас постоянно включены торренты. Сейчас у меня дома скачивается несколько фильмов. Не знаю статистики, по-моему, в день снимается по нескольку фильмов, нужно успевать следить кинопроцессом. Хотя это очень трудно. Страсть к кино хороша тем, что откровенная попса уже не интересует, а хорошие фильмы просеиваешь через себя. Мне это нравится.

- А интересно ли тебе просто пойти в обычный кинотеатр и посмотреть какую-то новинку?

- Очень интересно. Конечно, я не смотрю откровенную голливудскую ерунду про каких-нибудь американских девственников. Я стараюсь ходить в кино раз-два в месяц.

Хотя, часто, хорошие фильмы не доходят до широкого проката. Репертуар наших кинотеатров очень беден. Из ближайших премьер я жду «Бьютифул» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и «Секретный материальчик» Грега Моттола, еще два фильма выйдут в начале марта. Конечно, все заранее выходит на торрентах. «Железная хватка», «Черный лебедь», «127 часов», которых я очень ждал, появились в интернете в начале января в приличном качестве, экранки я не смотрю. Если выбрать, что сделать, пойти в кинотеатр или скачать фильм, я выбираю интернет!


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра