Люция Камалова
"Татар-информ"
7 мая 2011 года
Оригинал статьи 


В киноклубе «Не-последний киносеанс» в Казанском Кремле состоялась премьера нового документального фильма «Шахматная новелла», а также творческий вечер Алексея Барыкина – художественного руководителя ОАО «Казанская киностудия», мастера курса кинорежиссуры КГУКИ, лауреата российских и международных кинофестивалей.

Идея съемки фильма «Шахматная новелла» пришла к Алексею Барыкину после прочтения одноименной новеллы Стефана Цвейга. Следуя за сюжетом известной повести, режиссер на месяц заперся в абсолютно пустой комнате, взяв с собой лишь шахматную доску и учебник по шахматам. Каждый день он делал записи на видеокамеру, исследуя свое психическое состояние в условиях полной изоляции. На основе отснятых материалов был создан фильм. Заметим, что герой Стефана Цвейга, оказавшийся в таких условиях, сошел с ума, но зато научился играть в шахматы на уровне гроссмейстера.

«Была идея сделать реалити-шоу с несколькими людьми или снять фильм при помощи двух-трех камер. В итоге возникла необычная форма, при которой человек снимает сам себя. Помимо необычного формата, мне была интересна идея документальной монодрамы, когда один человек полностью держит все кино. В игровом кино это случается, а в документальном - редко», - рассказал в интервью ИА «Татар-информ» Алексей Барыкин. На премьеру фильма он не пригласил официальных лиц, пришли лишь близкие друзья и любители кино. «Этот фильм для меня очень личный, - признается автор. – Я никогда такого не снимал и даже не представляю, как люди будут на него реагировать».

Изначально героями фильма должны были стать другие люди, которые в последний момент отказались участвовать в необычном эксперименте, ведь на месяц надо было полностью изолировать себя от общества, закрывшись в пустой комнате. В результате Алексей Барыкин сам стал главным героем фильма. Ровно месяц он жил взаперти - в комнате родителей, где были лишь диван, стол, пустой шкаф, учебник по шахматам и шахматная доска. Еду ему приносили родные, выходить он мог только после стука в дверь и ненадолго. Все свои впечатления он рассказывает в 40-минутном фильме. Герой переживает галлюцинации, депрессию, психологические срывы и сомнения в успешности проекта.

«Это был вызов себе как к режиссеру. Задача была сложной, и давалось все очень тяжело. Я бы сказал, что в домашних условиях этого лучше не повторять - не полезно для психики. Это тяжелый эксперимент, и лучше этого не делать», - предупреждает кинорежиссер. По его словам, в период такой изоляции галлюцинации начинают приходить очень быстро. Так, в фильме отражен момент, когда герою кажется, что за ним следят сразу несколько существ. От этого пропадает сон и усугубляется депрессивное состояние.

«Знакомый психиатр сказал мне, что информация - это пища для ума, ум нуждается в этой пище, и если ум перестает ее получать, то он либо умирает, либо будет генерировать ее сам. Что он сгенерирует, никто не знает», - сказал Алексей Барыкин.

Главная идея фильма, пожалуй, раскрывается в финале картины, когда открывается дверь и режиссер, ровно через 30 дней одиночества, встречается с женой и маленькой дочкой. Несколько снимков героя, который лишь выйдя из заточения, в кругу близких, почувствовал себя по-настоящему счастливым, говорят сами за себя.

Предполагается, что будет две версии фильма «Шахматная новелла» длительностью 40 и 26 минут. Режиссер планирует представить картину на кинофестивалях. Также в рамках творческого вечера были показаны еще два фильма А.Барыкина: «Песня, которой не слышно» - документальный фильм о жизни глухих людей и «Архимандрит Сергий» - новый игровой фильм режиссера, снятый на кинопленку 35 мм.


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра