Вера МИРОНОВА
«Казанские ведомости»
28 апреля 2010, выпуск №61
Оригинал статьи 


В центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Искусство Франции XVII–XVIII веков».

В Казанский кремль питерцы привезли живопись (более 50 картин) и предметы прикладного искусства наиболее романтичного периода истории Франции – времени мушкетеров, королей и придворных красавиц. В основном из богатейших фондов, хотя есть экспонаты и из постоянной экспозиции Эрмитажа – те самые, ради которых люди со всего света стремятся в Зимний дворец на набережной Невы. Привезли даже конную статую Людовика XIV. При всей дворцовой пышности эта мебель, фарфор, гобелены и канделябры отражают безупречный, воспитанный веками вкус, что сделал Францию на долгие годы законодательницей моды.

Портреты не разочаровывают, хотя ничего общего с киношными образами типа Анжелики. Совсем иное представление о женской красоте было в те времена. Белизна кожи, изящество локонов, рук и плеч, изысканность поз, а все остальное скрыто под волнами шелка. Зато неизменна живость взгляда – остроумие и придворная ловкость в дамах ценились не меньше, чем красота. А вот изображения самого Короля-Солнца скорее удивляют – неужели ради благосклонности этого явно нездорового желчного человечка так воевали между собой самые выдающиеся дамы Франции?

Картины, которые эти вельможи заказывали живописцам, дают представление о том, что они любили, чем интересовались, как менялись их вкусы со временем. Много полотен на библейские и античные сюжеты, часто являющиеся прозрачной аллегорией для близких современникам идей и ситуаций, о которых предпочитали говорить иносказательно. Так им казалось гораздо убедительней, а нередко и безопасней. Есть среди картин своеобразные блокбастеры тех времен – грандиозные сцены сражений вроде «Кавалерийской схватки» Ван Дер Мейлена. Вот уж действительно, «смешались в кучу кони, люди...» А рядом в витрине представлены доспехи и оружие точь-в-точь с картины! Есть странный аналог телесериала «Школа» – два полотна художника Никола Шапрона с разбушевавшимися амурчиками. Называется это хулиганство «Детская вакханалия». И разумеется, это не было бы французской живописью без галантных сцен, начиная от тонкого флирта на фоне парковых пейзажей и кончая откровенными картинками соблазнения. Через все времена и меняющиеся стили красной нитью проходит преклонение перед женской красотой. Тому прекрасный пример полотно работы знаменитой портретистки Виже-Лебрен, изображающей юную супругу наследника русского престола – будущего императора Александра I. Елизавета Алексеевна так хороша собой, столь поэтична, что сразу вспоминаешь предположение пушкинистов, что именно в нее был тайно влюблен в лицейские годы будущий великий русский поэт.

Кстати, именно Пушкин, прозванный товарищами по лицею Французом, дал прелестное определение искусству Франции вообще: «Откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро»...» Эта выставка похожа на волшебное окно, через которое можно взглянуть на одну из самых блестящих эпох европейской культуры. Можно без спешки, не на бегу, как это бывает с нами во время торопливых визитов в столичные музеи, рассматривать высокохудожественные экспонаты, свидетельства жизни, столь непохожей на нашу. Выставка будет гостить в центре «Эрмитаж-Казань» до января следующего года, так что у казанцев есть время разглядеть все в подробностях. Оно того стоит.


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра