Рамиль Хайрутдинов,
директор музея-заповедника «Казанский кремль»
Газета «ЭРМИТАЖ. Новости»
№ 2/2009 (апрель—май)


Выставочный центр «Эрмитаж — Казань» был открыт в Казанском кремле 23 августа 2005 года, в год 1000-летия Казани. С тех пор в его залах прошло уже пять крупных художественных выставок из коллекции Эрмитажа, и каждая из них стала событием. О том, как возникла идея центра, как она воплощалась и во что вылилась сегодня, рассказывает заместитель директора Эрмитажа по выставкам и развитию Владимир Юрьевич Матвеев.


— Начиная разговор о центре «Эрмитаж — Казань», стоит вспомнить о том, что было до него. Первая наша выставка в Казани прошла в 1997 году. Она называлась «Сокровища хана Кубрата» и сопровождалась изданием каталога, лекциями, концертами и так далее. Когда я говорю «первая выставка», это не значит, что Эрмитаж не был в Казани раньше. Был, и неоднократно. Но вот в новое время, это произошло впервые. И с этого началась наша более чем плодотворная дружба. Надо сказать, мы воздерживаемся от проведения выставок в России в тех случаях, когда у нас нет гарантии выполнения всех необходимых условий хранения и показа экспонатов. У нас очень большой перечень требований по системам безопасности, по температурно-влажностному режиму. Так вот, Казань преодолела все эти препятствия, нашла в себе силы и возможности. Специально был приведен в порядок музей (очень хороший, очень известный Музей изобразительных искусств Республики Татарстан). И оттуда началось наше восхождение к Эрмитажному центру.


— Каким был путь?

— У нас было довольно много выставок в Казани. Они проходили там практически каждый год. Мы очень успешно сотрудничали, и ничто не омрачало нашего будущего. Но как раз в это время началась работа по созданию центра «Эрмитаж — Амстердам». И почти одновременно стала реализовываться идея «Эрмитажных комнат» в Лондоне, в Сомерсет-Хаусе. А наши татарские друзья очень внимательно следили и следят за всем, что делает Эрмитаж. Так что не успели еще высохнуть чернила на протоколе о создании «Эрмитажных комнат» в Лондоне, а Казань уже задумалась о том, что такого рода центр мог бы появиться и у них.

В Петербург приехала представительная делегация с соответствующим обращением. И казанская сторона приложила все свои силы, все умение и старание к тому, чтобы проект был реализован. Им было интересно делать это. А значит, и нам стало интересно работать с ними.

Существовало несколько вариантов размещения эрмитажного центра, но в конце концов решением президента Татарстана он был создан на территории Казанского кремля в здании, которое когда-то занимало Юнкерское училище.


— И теперь Юнкерское училище превратилось в центр «Эрмитаж — Казань»?

— Сам эрмитажный центр — не отдельно стоящее здание. Он занимает половину верхнего этажа (если смотреть изнутри, с центрального проезда, это третий этаж, а со стороны мечети Кул Шариф — четвертый, поскольку здание стоит на склоне). Там хорошие большие пространства, замечательные витрины в достаточном количестве. Все наши вещи очень достойно показываются, и посмотреть на них приходит заинтересованная публика.

Однако, кроме центра, в бывших корпусах Юнкерского училища, которое президент Республики Татарстан полностью отдал под учреждения культуры, располагаются Национальная галерея, отдел Музея природы Казанского государственного университета, Музей Великой Отечественной войны. А весь комплекс в целом носит интересное название — Хазинэ, что означает «клад», «сокровище» или «сокровищница».


— Что, кроме выставок, происходит в эрмитажном центре?

— Сегодня центр «Эрмитаж — Казань» очень активно действует. Помимо выставочных залов (а сейчас там открыта уже пятая большая выставка из собрания Эрмитажа), в нем существуют хороший компьютерный класс и видеозал, постоянно действует эрмитажный лекторий. Он работает с момента открытия, туда постоянно выезжают сотрудники Эрмитажа. И это не разовые лекции, это большая серьезная программа.

Структурно центр является отделом Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль». Руководит центром Ольга Иосифовна Пиульская, которая пришла на эту должность с должности заместителя директора по научной работе Музея изобразительных искусств. Она сумела собрать замечательный коллектив. Прошедший недавно в Эрмитаже круглый стол, посвященный проблемам культурного туризма, открывался докладом представителя центра «Эрмитаж — Казань».


— А какую из выставок, прошедших в казанском центре, вы считаете самой удачной?

— Все пять выставок, которые мы там показали, с моей точки зрения, получились очень удачными, успешными. Начало было положено замечательной экспозицией «Золотая Орда. История и культура», которая представляла нашу исламскую коллекцию. К этой же теме мы вернулись сейчас, открыв выставку «От Китая до Европы. Искусство исламского мира». Это первая в нашем государстве выставка вне Москвы или Петербурга, в проведении которой принял участие Лувр. На ней, наряду с вещами из эрмитажного собрания, представлены предметы из Национального музея Республики Татарстан, собраний Лувра и Музея декоративно-прикладного искусства в Париже. На открытие приезжал не только директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, но и его коллега директор-президент Лувра, господин Анри Луаретт. А это случай, вне всякого сомнения, экстраординарный, фантастический.

Что было между одной исламской выставкой и другой? Были прекрасные экспозиции «Искусство вышивальщика» (ранее ее можно было увидеть и в Эрмитаже) и «Русское искусство в Эрмитаже. Знаменитые и забытые мастера XIX — первой четверти XX века». Специально для Казани была придумана уникальная во всех отношениях выставка под названием «Полцарства за коня...» Лошадь в мировой культуре. Произведения из собрания Государственного Эрмитажа«.

Кстати, после того как мы сделали эту экспозицию в Казани и увидели, какой интересной она получилась, возникла идея возродить Конюшенный музей (который раньше существовал на Конюшенной площади) на территории реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Мы воспользовались тем, что целый комплекс любопытнейших экспонатов уже был подготовлен к показу, и не вернули эти вещи в закрытые хранилища, а перевели их в хранение открытое. Так что не только мы влияем на наших казанских коллег, но и они на нас.


— Чем же они вас удивляют?

— Они придумывают много довольно сложных культурных проектов. Например программу, посвященную особенностям встречи Нового года у разных народов.

Казань — смешанный по национальному составу, многоконфессиональный город. И соответственно, такова же структура нашей аудитории. Поэтому сотрудники центра стараются привлечь самые разные по возрасту и интересам группы посетителей, учитывая специфику многонационального города, давая гостям возможность прикоснуться к особенностям разных культур.

Недавно мне прислали приглашение на открытие фестиваля «Эрмитажные прогулки с казанским котом» (он прошел в Казани в конце марта). Это очень интересная программа, которая включает как события, интересные профессиональным художникам, так и всевозможные мастер-классы для детей. «Вход на выставку, — пишут организаторы, — с пушистым, ушастым, мурчащим другом приветствуется». Такого даже мы не пробовали. Это уже не просто интерактивное, это царапающее душу событие...


— То есть вы совершенно довольны работой центра «Эрмитаж — Казань»?

— Я постоянно смотрю книги отзывов казанского центра. Там оставляют автографы гости из самых разных регионов России, даже из других стран. В этом смысле наш центр открыт для всех, и это хорошо. Но мне кажется, что для неказанской публики, публики из соседних городов, он пока недостаточно доступен.

Я прекрасно отдаю себе отчет, как непросто привезти школьников, скажем, из Елабуги, Набережных Челнов. Нужно решить проблемы с транспортом, питанием. Для каких-то мест и проблему с гостиницей.

Приезжать ради одной экскурсии тяжело. Поэтому имеет смысл составить комплексную программу, с посещением не одного только эрмитажного центра, но и каких-то других музеев. Может быть, с театральными представлениями. Дневными, если вечером дети должны уехать.

Мне кажется, эту ситуацию надо обдумать, сделать так, чтобы возможность побывать в эрмитажном центре появилась не только у самых мужественных, единичных групп, преодолевших все самостоятельно. Не только у тех детей, которых привезли родители (а они составляют большинство иногородних посетителей). Надо сделать более доступным посещение центра для организованных групп, классов, школ. Это позволит расширить представления детей о многообразии мировой культуры, об особенностях и общих чертах разных культур, ее составляющих. Но это задача не только музея-заповедника «Казанский кремль», но и многих других учреждений культуры, ответственных за будущее поколение.


— Я знаю, что эрмитажный центр в Казани до сих пор оставался единственным выставочным центром Эрмитажа в России. Но уже этим летом «филиал Эрмитажа» откроется в Выборге. Как вы думаете, какова главная задача таких центров?

— Эрмитаж — один из немногих музеев в мире, который может и хочет знакомить своих посетителей с самыми разными, разнесенными во времени и пространстве цивилизациями, с их культурными и религиозными традициями. Состав богатейших эрмитажных коллекций позволяет это. И именно такая ширина охвата дает возможность нашим посетителям стать культурными людьми в полном смысле этого слова. Человек встречается с иными, незнакомыми культурами и впитывает их в себя. Чем больше он способен впитать и усвоить, тем с большим основанием его можно называть культурным человеком. Умение принять чужую культуру — одно из определяющих качеств такого человека.

Составляя программу для наших центров в Лондоне, Амстердаме, Казани, мы думаем об этом и стараемся представить мировую культуру во всем ее многообразии. Центр «Эрмитаж — Казань» не создавался как центр русского или татарского искусства. Это универсальная выставочная площадка, это база для работы с детьми, студентами (а Казань — студенческий город), это поиск новых форм и новой аудитории.


— А зачем выставочные центры нужны Эрмитажу?

— А зачем нужны дети? Мне трудно ответить на этот вопрос. Ведь ничего, кроме беспокойства, от них нет. Наверное, именно поэтому Казань нам и нравится. Они нас постоянно беспокоят. А пока нас беспокоят, мы чувствуем себя живыми.

КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ

Казанский кремль, на территории которого расположен выставочный центр Эрмитажа, — памятник, заслуживающий особого интереса. Он удивительно многослоен, и археологи, которые работают в нем с начала прошлого века, читают его, словно книгу. Открывая все более древние слои, они перелистывают неизученные страницы истории и наблюдают, как на протяжении веков сплетались в затейливые узоры традиции разных религий и культур, волжско-булгарского, золотоордынского, русского и татарского градостроительного искусства.

Это непростая книга. Расшифровать ее письмена дано только специалистам. Перевести «текст» для любознательной публики должны сотрудники музея. И надо сказать, что создатели музея-заповедника «Казанский кремль» делают это весьма убедительно и чрезвычайно эффектно. Экспозиции здесь строятся таким образом, что заскучать не сможет даже неискушенный гость. Памятники подаются в самом выгодном свете, снабжаются подробнейшими комментариями, а общение с ними зачастую включает в себя элемент игры.

Стоит вспомнить, что музей-заповедник на территории Казанского кремля возник не так давно. Он был основан указом президента Республики Татарстан в 1994 году. Тогда же началось активное и планомерное изучение кремлевского комплекса, его реставрация. С тех пор прошло пятнадцать лет, и за это короткое время кремль преобразился.

На сегодняшний день отреставрирована большая часть крепостных стен и три башни (Преображенская, Тайницкая и Воскресенская). Основания четырех разрушенных башен подверглись консервации и музеефикации (так что эти страницы «книги» истории теперь доступны для широкой публики). Как и археологические остатки одного из зданий комплекса ханского двора XVI века, ханской мечети и мавзолея казанских ханов.

Полностью отреставрирован Губернаторский дворец (действующая резиденция президента республики) и парадная площадь перед его главным фасадом. А также Дворцовая церковь (в ней теперь разместились экспозиции музея государственности татарского народа), четыре здания, входящие в комплекс Пушечного двора, Благовещенский собор и здание Юнкерского училища (его центр «Эрмитаж — Казань» делит с Музеем природы, Музеем Великой Отечественной войны и Национальной галереей Татарстана).

В 1995 году начались работы по строительству мечети, которая получила имя одного из религиозных деятелей Казанского ханства — Кул Шарифа. Андрей Курбский, один из участников похода на Казань, упоминает такой трагический, достойный эпоса эпизод: «И когда загнали их к мечетям, которые стоят у царского двора, вышли тут навстречу их абазы и сеиды, и муллы с главным их епископом, и на их языке великим ансари или эмиром, по имени Кулшериф муллой, и бились с нашими так упорно, что погибли все до одного».

Особого внимания потребовал от реставраторов еще один необычный архитектурный памятник — «падающая» башня Сююмбике. Отклонение ее шпиля от вертикали составляет сейчас почти два метра. И для того, чтобы остановить «падение», необходимо было укрепить фундамент.

Между тем эта башня является признанным архитектурным символом Казани. С ней связано несколько легенд, поэтичных и печальных. Одна из них гласит, что башня была построена после взятия Казани Иваном Грозным, по просьбе последней казанской царицы Сююмбике. Строение возвели за семь дней (каждый день башня вырастала на один ярус). А после завершения строительства Сююмбике бросилась вниз с ее вершины.

Рассказывали также, что в позолоченном шаре на шпиле башни хранятся загадочные документы ханских времен. Однако, когда в XIX веке по приказу губернатора шар был снят, там ничего не нашли. Лишь самые упорные продолжали утверждать, что документы были. Вот только шар проржавел, и они выпали.

Ученые до сих пор спорят о том, когда и кем на самом деле была построена башня Сююмбике. И это еще больше укрепляет ее репутацию одного из самых загадочных памятников Казанского кремля.

Между тем реставрационные работы в музее-заповеднике продолжаются. Церковь Николая Чудотворца с домом архимандрита, Манеж, Архиерейский дом и некоторые другие постройки постепенно преображаются, приспосабливаются под музейные экспозиции и хранилища.

Со временем в кремле появится Музей истории православия в Поволжье, Музей археологии, Музей редкой книги, Музей истории Казанского кремля. Масштаб всех этих преобразований потрясает. Особенно если вспомнить о том, как молод музей-заповедник и какие трудности он испытывает из-за отсутствия собственных фондов. Впрочем, все эти проблемы оказываются разрешимыми благодаря щедрому финансированию и покровительству президента Республики Татарстан. Комплекс Кремля прирастает все новыми достопримечательностями, и все ярче проявляется индивидуальность этого не похожего на другие места. С одной стороны, его отличает необыкновенной широты временной охват — от археологических памятников XI века до современных сооружений. С другой — неповторимое смешение национальных, религиозных, философских и культурных традиций. В одном и том же пространстве на протяжении столетий сосуществуют храмы разных конфессий, разных архитектурных стилей. И новый этап этого взаимодействия выглядит по-восточному ярко, внушительно и достойно.

Из Книги почетных гостей выставочного центра «Эрмитаж — Казань»

Нет слов выразить нашу благодарность М. Б. Пиотровскому — сыну своего славного отца — за приобщение татарстанцев к сокровищам всех времен... Зур-зур рахмат.

Минтимер Шаймиев, президент РТ

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга


От Эрмитажа казанское поле обозрения.

Восхищен, и пусть поколения почитателей побудут, и пусть постигнут историю легенды великой Золотой Орды.

Чингиз Айтматов, писатель, посол Киргизии в РФ


Я восхищен реализацией идеи создания на территории заповедника Казанского кремля центра «Эрмитаж — Казань». Надеюсь, что это великолепное начало будет развиваться. Это очень интересно, особенно для тех, кто хочет понять, откуда мы.

Замечательное, очень важное событие в год 1000-летнего юбилея. Поздравляю!

М. Горбачев, президент СССР


Если эту выставку увидят наши дети, значит, у всех у нас есть будущее. Есть шанс на взаимное понимание без войн, нищеты, обмана.

М.Б., привозите к нам, пожалуйста, книги, интересные экспонаты, доспехи, оружие и т. д.

Алмаз Шайдуллин


Выставка «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» — островок надежды. То, что сближает народы христианского и исламского мира. У нас это залог нашего национального благополучия, мира и спокойствия. И ваша выставка — залог того, что молодое поколение не будет предпочитать «сникерсы» духовности, познанию и развитию своего внутреннего мира. Спасибо.

Сотрудники Ветакадемии и Зульфия Янышева


Большое спасибо Эрмитажу и Лувру и всем сотрудникам, внесшим вклад в создание этой выставки. Надеемся, что выставка заставит задуматься над темой важности культуры и мира, а не только над религиозным воспитанием молодежи. Исламские проповедники должны возродить просветительскую и образовательную деятельность. Это уберет агрессию к другим народам.

Подпись неразборчива

МУЗЕИ КАЗАНСКОГО КРЕМЛЯ

Музейно-мемориальный комплекс «История государственности татарского народа и Республики Татарстан»

Музей государственности, открывшийся для посетителей осенью 2006 года, — одна из главных драгоценностей в короне Казанского кремля. Это целый комплекс архитектурных и исторических памятников, расположенный на территории старинного ханского двора и включающий в себя Дворцовую церковь, башню Сююмбике и Президентский (Губернаторский) дворец.

Экспозиции музея размещаются в Дворцовой церкви, построенной во второй половине XVI века на месте Ханской мечети и примыкающей с западной стороны к Губернаторскому дворцу. Основу музейного собрания составляют археологические коллекции, а также государственные регалии, гербы, знамена, предметы, украшенные символами власти, портреты правителей и их родословные.

Кроме того, в пространстве музея воссозданы фрагменты интерьеров ханского двора и мавзолея казанских ханов, открытого археологами в начале XX века.

В целом музейные экспозиции охватывают огромный период, от древнего государства гуннов до современной Республики Татарстан. Они повествуют о древнетюркских государствах и Волжской Булгарии, о Золотой Орде и Казанском ханстве, которое, в конце концов, вошло в состав Российской империи, о советском периоде и годах перестройки. Но о каком бы времени ни шла речь, рассказ все равно звучит как гимн — государственности татарского народа, мудрости его правителей, красоте Казани.

И эпиграфом к большинству музейных залов могли бы служить стихи Шарифа Хаджи-Тархани:

Дивное место увеселения в мире этот город Казань!

Нет во Вселенной подобного ему города — обители мира.

Не сыщется на свете такого цветущего города, как Казань,

Скольким пищу дает она — город мира!


Музей Ислама

Музей Ислама, один из самых молодых музеев Казанского кремля, был открыт 21 февраля 2006 года. Он расположен в мечети Кул Шариф и занимает два зала. В первом выставлен комплекс предметов для совершения молитвы-намаза — молитвенный коврик, компас, необходимый для того, чтобы точно определить, в какой стороне находится Мекка, четки, а также макет Каабы (мусульманской святыни, сокрытой от любопытных глаз во внутреннем дворе Запретной мечети). В соседних витринах разместились многочисленные экземпляры Корана, рукописные и печатные, увидевшие свет в разное время и в разных странах. Недавно их коллекция пополнилась щедрым даром Шамиля Закирова, который передал в музей свою коллекцию (более трехсот Коранов и более полутора сотен религиозных изданий конца XIX — начала XX века).

Второй зал посвящен исламской цивилизации Среднего Поволжья, роли Ислама в истории и культуре татарского народа. Его экспозиция рассказывает о духовных наставниках казанских мусульман, об ученых-богословах, авторах исторических и философских трудов. Центральное место занимает «кабинет просветителя», интерьер которого составлен из предметов старинной мебели и книг, которые могли бы заинтересовать ученого мусульманина.


Музей природы

Музей природы (он же Музей естественной истории) был создан распоряжением кабинета министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 года. Сегодня он занимает два первых этажа здания бывшего Юнкерского училища, по соседству с центром «Эрмитаж — Казань». В его залах настойчивый посетитель сможет приобщиться к астрономии, геологии и минералогии, узнать, как образуются и добываются нефть и битум и даже взвеситься на «космических весах». Этот удивительный прибор позволяет узнать, как изменился бы вес гостя, если бы тот чудом переместился на Солнце, Сириус или на любую из планет Солнечной системы.

Не меньшим успехом пользуется «интерактивный телескоп», дающий возможность рассмотреть во всех подробностях поверхность Солнца, Луны или одной из планет, и рельефная карта Татарстана.

Все залы музея имеют «говорящие» имена: «Земля во Вселенной», «Начало пути», «Кладовая недр», «Царство рыб и земноводных», «Казанское море» и так далее. Возможно, здесь собрано не так много уникальных экспонатов, как в музеях Петербурга или Москвы. Зато во всех залах установлены интерактивные компьютерные блоки и необычные медиаэкспонаты, так что каждый зритель чувствует себя желанным гостем.


Музей-мемориал Великой Отечественной войны

Музей открыт в здании Юнкерского училища в 2005 году, к 60-летию Победы над фашистской Германией. Это дань памяти всем, кому мы обязаны этой победой, но, конечно, особое внимание создатели экспозиций уделили своим землякам — солдатам великой войны.

Известно, что с 1941 по 1945 год в военных действиях приняли участие семьсот тысяч татарстанцев, и почти каждый второй из них погиб. Более двухсот жителей республики были удостоены звания Героя Советского Союза, шестьдесят человек стали полными кавалерами ордена Славы. Об их подвигах, о боевых путях воинских соединений, сформированных в Татарстане, рассказывают экспозиции музея.

В витринах посетитель увидит обмундирование, оружие, знамена, бинокли, планшеты и книги, принадлежавшие солдатам и офицерам Великой Отечественной. Он сможет прочесть фронтовые письма и вглядеться в фотографии тех, кто их написал. Рисунки, плакаты, планы и карты, ордена и медали — большинство этих экспонатов происходит из фондов Национального музея РТ и личных архивов фронтовиков. Часть материалов предоставили военно-поисковые организации «Снежный десант» и «Отечество».


Национальная художественная галерея Республики Татарстан

Художественная галерея с красивым именем Хазинэ является подразделением Музея изобразительных искусств, того самого, в котором в 1997 году прошла выставка «Сокровища хана Кубрата». Она была открыта в 2005 году и заняла часть помещений бывшего Юнкерского училища общей площадью около двух тысяч квадратных метров.

Коллекция Национальной галереи отражает основные этапы развития изобразительного искусства в Казанском крае за последние два века. Здесь собраны работы татарских художников — выпускников Петербургской академии художеств и мастеров, работавших в русле национальных традиций.

Кроме того, в галерее постоянно проводятся выставки современных художников Татарстана, а также всевозможные развлекательно-образовательные мероприятия и мастер-классы. В 2009 году в Хазинэ уже случились выставка по итогам детского конкурса «Ковер-самолет», симпозиум «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность», День татарской филиграни, всероссийская выставка-смотр «Молодые дарования» и другие не менее интересные события.


Казанский кремль — впечатляющий символ созидательного и творческого взаимодействия различных цивилизаций и конфессий, взаимопроникновения и развития самобытных традиций народов России. Высокие минареты мечети Кул Шариф и золотые купола Благовещенского собора — не только запоминающиеся доминанты кремлевского ландшафта, но и зримое свидетельство доброго сосуществования двух религий, бережного и уважительного отношения к вечным нравственным ценностям, уникальному духовному наследию народов республики.

Частью этого общего наследия является исламская культура, имеющая в России многовековые традиции. Сегодня ислам с его гуманистическими, общечеловеческими идеалами органично вписан в наше общество, является неотъемлемым элементом российской государственности.

Уникальность такого кросскультурного взаимодействия давно стала предметом исследования во всем мире. И в этом плане Казань всегда оставалась центром притяжения политиков, ученых, журналистов, которые проявляют интерес к российскому исламу как части мировой мусульманской цивилизации. Летом прошлого года наш город посетили ученые академий наук исламского мира, осенью столица Татарстана стала местом проведения ежегодного конкурса мусульманского кино «Золотой минбар».

В рамках Дней мусульманской культуры в Кремле была представлена коллекция Коранов, переданная музею-заповеднику Шамилем Закировым. Выставка в мечети Кул Шариф, подготовленная Музеем исламской культуры, познакомила посетителей с Коранами в переводах на разные языки мира, а также с религиозными изданиями конца XIX — начала XX века.

А сейчас Казанский кремль вновь стал центром масштабного события, посвященного мусульманской культуре, — выставки «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» в центре «Эрмитаж — Казань». Этот большой проект — результат совместной работы музея-заповедника «Казанский кремль», Государственного Эрмитажа и музея Лувр.

Мы надеемся, что подобные акции нашего музея-заповедника станут весомым вкладом в дело сохранения и популяризации нашего общего духовного достояния, залогом дальнейшего развития и процветания народов многонациональной России, основанного на вековых традициях дружбы, сотрудничества и созидания.


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра