Владимир ТИЛЛЬ
«Известия Татарстана»
№ 33 (443) от 27 августа - 2 сентября 2010
Оригинал статьи 


Уже тогда, комментируя первую выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал:

– Выставки, которая бы представляла материальную культуру Золотой Орды в таком масштабе, еще не было. Такая выставка бывает раз в тысячу лет. Она одновременно и необычайно зрелищная, и научная.

С тех пор минуло пять лет. За это время в центре «Эрмитаж-Казань» – одной из сокровищниц Казанского Кремля – прошло шесть выставок, одна из которых – «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» – была организована совместно с Лувром. Сегодня в рамках Года Россия–Франция в центре «Эрмитаж-Казань» проходит седьмая выставка – «Искусство Франции XVII–XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа». Свыше 140 произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства дают представление о художественной жизни Франции того времени, когда она становится законодательницей европейской художественной моды.

Кроме этого на территории центра «Эрмитаж-Казань» состоялось 46 выставок.

– Центр является не только выставочным комплексом, но и музейно-образовательным учреждением, – говорит руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская, – Работа с детской аудиторией очень важна для нас, Кроме традиционных экскурсий и творческих занятий в центре работает детская студия. Дети здесь не просто играют и обучаются. Они творят. Могут из различных материалов (например, разных круп – гречки, пшена – или из высушенного кофе) выполнить настоящий шедевр. Все эти выставки дают сотрудникам материал для различных идей. Работы студийцев мы выставляем в школьном кабинете, в лекционном и коференц-залах Центра.

Состоялось, кроме эрмитажных, еще 26 выставок – это и персональные, и такие крупные, как «Эрмитажные прогулки с Казанским котом» или«Шоколадное рождество», на которую шоколадные экспонаты в Казань привезли из московского Музея истории шоколада и какао. В экспозиции эрмитажной выставки были шоколадные скульптуры, расписные жестяные коробки, стеклянные банки замысловатых форм, ящики, обтянутые гобеленом, шкатулки в форме печенья – все эти мелочи хранят вкус старинных сладостей. И еще один экспонат, особенно приятный для казанцев, – Кот казанский из белого шоколада, покрытый коричневым лаком. Весит этот символ Казани 7 килограммов!

По выставленным конфетным коробкам можно проследить чуть ли не всю историю нашей страны прошлого века: «Взятие Зимнего дворца», «Красная звезда», «1 Мая», «Космический взлет», «40 лет Великой Октябрьской социалистической революции», «Олимпиада-80». И предаться воспоминаниям за чашечкой горячего шоколада.

Запомнилась казанцам выставка «Хрустальное ожерелье России», на которой была представлена продукция трех крупнейших заводов России и совершенно уникальные вещи.

Кроме того, были персональные выставки художников республики, выставки декоративно-прикладного искусства, выставки актуального искусства, даже целая неделя медиа-арта, где современные художники представили свои самые неожиданные произведения.

За все это время центр посетило без малого полмиллиона человек. Это очень хорошая цифра с учетом того, что центр находится, как говорится, на расстоянии вытянутой руки от потенциальных конкурентов. Ведь каждый из музеев казанского Кремля способен быть таковым, да и за стенами Кремля музеи не пустуют.

В целях привлечения посетителей (да и что говорить, доходной части) сотрудники центра «Эрмитаж-Казань» делают немало. В том числе придумывают какие-то специальные программы. Причем, это никак не спорит со всевозможными экскурсиями. Ольга Иосифовна считает: «Для того, чтобы публика приходила в центр из раза в раз, из года в год, необходимо что-то придумывать». И придумывают. На последней выставке устраивается, например, праздник французских шляп. Посетители не только знакомятся с живописью, но и пытаются мастерить.

Еще одно из нововведений центра «Эрмитаж-Казань», которое сотрудники подготовили к пятилетию, не встретишь ни в одном музее мира. Потому что нигде не смотрят живопись с завязанными глазами. Здесь очень интересен эффект. Вам на глаза надевают маску без прорезей, а сотрудник рассказывает вам содержание картины, точно описывая некоторые детали. Теперь уже ваше воображение рисует вам то, что изображено на той или иной картине. Когда вы открываете глаза, то вас неизменно поражает увиденное. Потому что, или вы видите то, что вообразили себе, или совсем даже другое. К тому же, вернувшись из темноты, вы вдруг видите такие фрагменты в картинах, которые не замечали до этого, но которые важны для раскрытия образа.

Еще одна программа – кроссворды. Очень часто люди не обращают внимания на детали в произведениях искусства. В кроссвордах, которые можно взять на входе в экспозицию, содержатся вопросы, которые как раз и ориентированы на детали. Посетители ходят по залу вглядываются в картины и скульптуры, вписывают ответы в кроссворды, а, отгадав ключевое слово – получают приз. Поверьте, это чрезвычайно интересно. А вопросы составлены, таким образом, что это не только вопросы, но и введение какой-то определенной информации.

Третья программа центра еще более необычна. Сотрудник музея рассказывает о тайнах и дворцовых интригах. Это было характерно во времена всех правителей. А для XVII–XVIII веков особенно. Здесь на память сразу приходят романы Дюма, а также наша отечественная история монархов с кознями вокруг них, и в том числе с тайнописью, которая активно использовалась. В центре использовали этот момент. На билете посетителя написано нечто тайное симпатическими чернилами и в случае удачи, после проявки билета можно получить приз. Кроме этого был представлен и тематический проект «Тарелочка с золотой каемочкой». А завершился вечер неким действом под названием «Ателье на Монмартре». В экспозиции были представлены головные уборы модниц XVII–XVIII веков, в которых мог сфотографироваться каждый желающий.

Все перечисленные программы были ярко продемонстрированы на юбилейном вечере, посвященном пятилетию центра «Эрмитаж-Казань». Надо сказать, что здесь давно и категорически отказались от официальных празднеств, ориентируясь, в основном, на постоянных посетителей центра и устраивая, прежде всего, праздник для них.

Но центр «Эрмитаж-Казань» отличается от любого другого музея не только этим, но и художественными проектами. Выставка не просто привозится и работы расставляются, развешивается, здесь создается образ выставки, образ эпохи. И потому дизайн, художественное оформление выставки – также отличительная черта центра «Эрмитаж-Казань».

Держать такой высокий уровень, какого достиг центр «Эрмитаж-Казань», совсем непросто. И Ольга Иосифовна говорит о том, что это, прежде всего, благодаря вниманию и поддержке правительства республики. Ведь центр – структура Музея-заповедника «Казанский Кремль» и финансируется из республиканского бюджета.

Официальная часть пятилетия все-таки состоится. Сотрудников центра ждут поздравления и подарки. Это и понятно. А в середине сентября в Казань приедет директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, тогда же будет подписано соглашение о дальнейшем сотрудничестве.

– Центр – это не только экспозиции и выставки, – говорит Ольга Иосифовна. – Это, прежде всего, люди, которые придумывают различные программы, хранят коллекции и представляют их, а именно они создают имидж Эрмитажа.


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра