Владимир ТИЛЛЬ
«Известия Татарстана»
№32 (394) от 21–27 августа 2009
Оригинал статьи 


Центр «Эрмитаж-Казань» — один из четырех музеев в структуре Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». К тому же, он старейший, в этом году 23 августа Центр «Эрмитаж» отмечает свое четырехлетие. За это время прошло, как и было запланировано, пять эрмитажных выставок. Сейчас разработан план на очередные пять выставок. Первая из них — «Дети Богов. Античные герои в древнем и новом искусстве» — откроется 22 сентября.


— Выставка состоит из 191 произведения живописи, скульптуры, графики, керамики, есть геммы, камеи и т.д. — рассказывает руководитель Центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Иосифовна Пиульская. — То есть не только вещи, созданные в классические греческие и римские времена, но и отражение этих мифов в искусстве XVIII века, когда классика была в почете и интерпретация этих героев являлась в виде шпалер, например. Гераклу была посвящена целая серия шпалер, изготовленных во Франции и Голландии. Ахилл, Александр Македонский также стали героями произведений, которые и будут представлены на этой выставке. Выставка проработает до 28 марта будущего года.


Как и все экспозиции, которые организует Государственный Эрмитаж в своих представительствах, то, безусловно, новая выставка в Центре «Эрмитаж-Казань» будет очень представительной и значимой. Произведения для нее специально готовят и реставрируют.


Каждый из экспонатов, которые будут представлены, удивителен. Например, прекрасные произведения античной вазописи, часы с изображением Александра Македонского, живописные полотна «Персей и Андромеда», «Воспитание Ахилла кентавром Хироном», офорт «Геркулес Фарнезе», камея «Геракл у Омфалы» и многое другое.


Следующая выставка предполагается в год Франции в России и России во Франции — «Французское искусство XVII–XVIII веков», где будут экспонироваться живопись, графика, скульптура, прикладное искусство. После нее будет выставка «Мир оружия», затем «Искусство Франции конца XIX — начала XX веков» — импрессионисты и постимпрессионисты в собрании Государственного Эрмитажа, потом выставка, посвященная спортивной тематике. Эти пять выставок рассчитаны на четыре последующих года.


— Это такое же количество выставок, как и в прошлые четыре года?

— Да. Так получается, что две выставки в год сложно организовать Эрмитажу и нам принять, да и материальные затраты сегодня — тяжелое бремя. К тому же мы пришли к выводу, что срок действия выставки два, скажем, месяца очень короток. Для того, чтобы выставка отработала нормально, чтобы как можно больше людей ее посетило, надо восемь-девять месяцев. Это мы определили по выставке «Золотая Орда. История и культура», и по сегодня завершающей свою работу выставке «От Китая до Европы. Искусство исламского мира», которая была организована совместно с музеем Лувр.


— У вас намечаются какие-то мероприятия?

— До 6 сентября, дня закрытия выставки, пройдут мероприятия, посвященные началу учебного года. Мы тесно дружим со многими школами города и для них проводим различные школьные праздники.

Особенное мероприятие будет связано у нас с четырехлетием. Цифра для нас значимая. Четыре — это надежность, это время собирать приобретенных друзей, мы — четвертый в мире филиал Эрмитажа и многое-многое другое. Все это мы попытаемся обыграть в наших торжествах, которые делаем для наших друзей, гостей, коллег. Как и любой праздник, наш мы связываем с той выставкой из Государственного Эрмитажа, которая экспонируется. В настоящее время это Восток, культура исламского мира. Традиции, обычаи, танцы, чайные церемонии разных стран мы хотим показать нашим посетителям на празднике. Будем также собирать пожелания музею, которые каждый пришедший сможет написать на чешуйках двух установленных Зилантов. Для детей состоятся отдельные занятия. Все это произойдет 26 августа.


— Вы воспитали за эти годы в своей среде музейщиков?

— Мы, во-первых, собрали изначально музейщиков, коллектив единомышленников, без этого нельзя в музее. Пять лет — это как раз то время, за которое музейщик понимает, что такое вообще музей. За четыре года, что прошли со дня создания нашего центра, я считаю, коллектив у нас сформировался, пришли молодые сотрудники, которые преданы и любят музейное дело, трепетно относятся к памятнику, к подлиннику, понимают, что такое организация и проведение выставки.


— Как Центр «Эрмитаж-Казань» живет в пространстве Казанского Кремля?

— Центр «Эрмитаж-Казань» — одна из структур музея-заповедника «Казанский Кремль». Живем мы все общей музейной жизнью молодого развивающегося коллектива. Работаем над общими проектами и программами. В прошедшем году наша интерактивная экскурсия по Казанскому Кремлю — квест-«бродилка» — стала лучшей в номинации «Маршрут для детей и молодежи» в конкурсе, который проводило Министерство по делам молодежи и спорта РТ. Эта же программа получила знак «100 лучших товаров и услуг Республики Татарстан» и диплом «100 лучших товаров и услуг России».

Сегодня у нас, при Эрмитаже, работает молодежный клуб. Сначала организовали одну секцию, которая была бы интересна молодежи, — секцию кинолюбителей. Смотрели и обсуждали неформальные и неформатные кинофильмы, такие, которые трудно увидеть на большом экране. Сегодня киноклуб «Не последний киносеанс» успешно функционирует. Потом к нам пришли молодые поэты, которые уже два года собираются под нашей крышей. В этом году создана третья молодежная секция, которая будет связана с проблемами и развитием актуального искусства. В мае этого года мы провели «Неделю медиа-арта в Казанском Кремле», которая состояла из выставок-показов и лекций известных художников, и поняли, что это направление современной культуры нужно развивать и поддерживать в нашем городе.

В соседних регионах это искусство процветает и имеет государственную поддержку. Я имею в виду Государственные центры современного искусства в Нижнем Новгороде и Самаре. Скоро у нас в Казанском Кремле пройдут выставки современных художников-медиаартистов из Москвы, Нижнего Новгорода, которых знают не только в России, но и в мире. В рамках этих выставок состоятся лекции, т.н. «Азбука актуального искусства», презентации всемирных фестивалей, лучших работ художников, на них представленных.

Задумано много интересного. Будем осуществлять задуманное и жить полнокровной музейной жизнью.



НЕКОТОРЫЕ ЭКСПОНАТЫ


АМФОРА ЧЕРНОФИГУРНАЯ. Геракл, сражающийся с немейским львом. Аттика. Около 530 г. до н. э. Мастер Качелей. Поступила в 1862 г. из собрания маркиза Кампана.

На амфоре (сосуде с двумя ручками для вина или масла) изображен Геракл, вступивший в схватку с немейским львом, слева стоит его племянник и помощник Иолай, которому герой, вступив в рукопашную, доверил свою палицу; справа изображена богиня Афина, покровительница Геракла, и Гермес, бог-покровитель путешественников. Помимо того, что Афина и Гермес покровительствовали Гераклу как герою и путешественнику, они еще и наделили его частью атрибутов: «Геракл получил от Гермеса меч, от Аполлона — лук и стрелы, от Гефеста — золотой панцирь, от Афины — плащ; дубину же он сам вырубил себе в Немейском лесу». Геракл — пример древнегреческого героя, прославившегося не столько какими-либо талантами или мудростью, а, главным образом, физической силой, а его подвиги — это победы над чудовищами, разбойниками и негостеприимными царями, осада и захват городов. Убийство немейского льва — первый из знаменитых двенадцати подвигов Геракла, совершенных им на службе у микенского царя Эврисфея во искупление убийства Гераклом собственных детей, которое он совершил в припадке безумия, насланного на него Герой.


«ГЕРКУЛЕС ФАРНЕЗЕ». Хендрик Голциус. Около 1592 г., опубликована и датирована 1617 г. Резец. После того как в 1545 г. статуя Геракла Фарнезе был найдена при раскопках, она стала одним из самых популярны произведений античной пластики. В последующие века ею вдохновлялись многие художники и скульпторы. Статую бесчисленное количество раз повторяли в монументальной и мелкой пластике. Многократно воспроизводили Геракла Фарнезе и в печатной графике, немало способствующей росту популярности этого образа в Европе. В этом ряду особое место занимает произведение выдающегося нидерландского рисовальщика, живописца и непревзойденного гравера-виртуоза Хендрика Голциуса. «Геракл Фарнезе» Голциуса — одна из трех гравюр, созданных художником по собственным рисункам с антиков. Существует несколько не исключающих друг друга гипотез относительно причин, побудивших Голциуса выбрать этот необычный ракурс. Возможно, здесь сыграло свою роль то обстоятельство, что, хотя изображения Геракла Фарнезе к тому времени уже не раз издавались, с такой точки зрения эту статую еще никто не гравировал. Не менее вероятна и другая, наиболее распространенная версия, предполагающая, что поводом для такой трактовки послужило, как и для упомянутой гравюры Каральо, краткое описание Плинием Старшим картины легендарного древнегреческого художника Апеллеса, который изобразил Геракла со спины так искусно, и «это самое трудное», что можно было представить и его лицо. Именно взгляд на скульптуру со спины и позволил художнику полностью перенести акцент на мускулы героя, и Голциус плотной сетью штрихов максимально выявляет, даже несколько преувеличивает их рельеф, создавая ощущение титанической мощи. В результате, в интерпретации Голциуса Геракл Фарнезе становится олицетворением силы.


КАМЕЯ «ГЕРАКЛ У ОМФАЛЫ». Рим. I в. до н. э. Сардоникс; оправа золотая новая. Поступила в 1805 г. из собрания Н.Ф. Хитрово (Петербург). Здесь представлен один из наиболее популярных эпизодов из историй о странствиях Геракла, когда герой в наказание за убийство Ифита был отдан в услужение лидийской царевне Омфале. Для очищения от преступления герой должен был в течение трех лет быть ее рабом. Царевна приобрела героя на рынке, полагая, что он станет превосходным любовником. Надежды ее оправдались, так что время искупления Омфала и Геракл провели с обоюдным удовольствием. На этой камее изображена сцена омовения героя. Сидящая на стуле Омфала расчесывает гребнем волосы Гераклу, расположившемуся на земле у ее ног. Слева на колонке висит львиная шкура. Над героем парит Эрот, умащающий героя благовонными маслами.


КАМИННЫЕ ЧАСЫ «БДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО». Санкт-Петербург (1830–1840-е гг.). Бронза; литье, чеканка, золочение. Поступили в 1938 году из Музейного фонда. Образцом для композиции часов, созданных русскими бронзовщиками, послужила известная работа французского мастера Пьера Филиппа Томира «Марс», варианты которой находятся в собрании Екатерининского дворца в Пушкине, музея-заповедника «Московский Кремль» и во дворце принца Карла в Мюнхене. Исполненные французским бронзовщиком, часы представляют собой обнаженную сидящую фигуру бога войны Марса, опирающегося на восьмиугольный щит. В экземпляре из собрания Эрмитажа вместо Марса представлен полководец и завоеватель Александр Македонский, чье прижизненное величие не уступает посмертной славе. Несмотря на героическую судьбу македонского царя, сюжет для часов избран сугубо мирный. Воспитывая волю и усердие в учебе, юный Александр не позволял себе заснуть, держа в руке шар. Как только дремота подступала, и рука расслаблялась, шар с грохотом падал в медную чашу, пробуждая Александра. Этот поучительный сюжет из античной истории ранее был воплощен в мраморной скульптуре М.И. Козловским.


«ПЕРСЕЙ И АНДРОМЕДА». Шарль (Карл) Ванлоо. Между 1733 и 1740 гг. Холст, масло. Приобретена для Екатерины II между 1766 и 1768 гг. В греческой мифологии Андромеда — дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. За то, что Кассиопея похвалялась перед нереидами своей красотой, бог моря Нептун наслал на страну наводнения и морское чудовище. Андромеду надлежало принести ему в жертву, дабы монстр оставил народ в покое. Но красавицу спас Персей. Основным его атрибутом, позволившим победить чудовище, стал щит с прикрепленной к нему головой побежденной Персеем горгоны Медузы.


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра