Владимир ТИЛЛЬ
«Известия Татарстана»
№36 (398) от 18–24 сентября 2009
Оригинал статьи 


Среди множества музеев Казанского Кремля Музей исламской культуры занимает особое место. Главная особенность в том, что он расположен в помещении мечети Кул Шариф, действующей мечети Казани. Идея создания музея возникла одновременно с идеей строительства мечети Кул Шариф, ибо комплекс мечети изначально запланирован не только культовым, но и культурно-просветительским комплексом. Согласно Указу Президента Республики Татарстан, уже на стадии проектирования в состав помещений мечети был включен и музей, открытие которого состоялось в феврале 2006 года.

Такое удачное сочетание храма культуры и религии удивляло и занимало многих. И вопрос, «в чем же основная цель музея?» был вполне естественен.

— Ислам одна из мировых религий и также, ислам одна из ипостасей культуры нашей многонациональной России. Действительно, мы с вами живем в многонациональном государстве, где мирное и успешное развитие государства в первую очередь зависит от взаимопонимания и взаимоуважения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, почитания традиций друг друга, и знание своих собственных. Основная цель нашего музея — сделать мир Ислама открытым, понятным, «читаемым» для каждого человека, — говорит директор музея Раушания Шафигуллина.

— Основными направлениями работы музея является осуществление научно-просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности, выявление и комплектование музейных предметов и музейных коллекций по истории и культуре Ислама и мусульманской цивилизации в Среднем Поволжье, их изучение и публичное представление.


— Значит, каждое из направлений вашей работы имеет еще и подразделы?

— Такое подразделение осуществлено по залам. Так, например, в первом зале в экспозиции «Столпы Ислама» подробнее можно ознакомиться с основами Ислама. Важнейшим из пяти столпов, на которых воздвигнут великий Ислам, является аш-шахада (свидетельство) — формула Исламского символа веры: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад (мир ему) — посланник его». Здесь представлены темы об истории религии, пророках, первоисточниках о роли Ислама в регулировании разных сфер жизни общества, нравственных принципах Ислама.

Интересен комплекс предметов для совершения молитвы — намаза (второго столпа Ислама) — коврик молитвенный, компас для нахождения направления в Мекку, четки — где можно сравнивать предметы XIX–начала XXI веков.

Привлекает к себе внимание макет Каабы (в масштабе 1:25) — главная святыня мусульман. Кааба расположена в священном городе Мекка, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы. Храм считается первой святыней на Земле, предназначенной для поклонения Единому Богу. Посещение Каабы является одним из элементов ежегодного паломничества мусульман — хаджа (третьего столпа Ислама). В музее посетители могут также увидеть одежду паломников.


— Центральное место здесь занимает Коран?

— Ислам трактует, что Коран — это слово Аллаха, — говорит научный сотрудник музея Савия Сунгатуллина, — переданное всему человечеству через пророка Мухаммада (мир ему) по предвечно существующему небесному оригиналу. Коран является первоисточником Ислама. Верующие мусульмане видят в нем знания, наиболее нужные и подходящие для жизни людей на Земле и открывающие перед ними пути к счастью в земной жизни и жизни будущей. В Коране, также можно увидеть вопросы, касающиеся норм и принципов государственного строя и социально-общественной формации. О Коране можно говорить, как о бесконечном источнике знаний. Часто изучая его человек, находит ответы на главные вопросы: «Откуда я?», «Куда я?», «В чем смысл моей жизни?».


— Почему в экспозициях музея культура Ислама представлена в параллели с государственными институтами?

— Ислам — это та религия, где вопросы государственного устройства, экономики, общественной и личной жизни являются составной частью исповедания веры и духовной практики. В экспозиции представлены различные темы, освещающие роль Ислама в регулировании различных сфер жизни общества: «Ислам и государство», «Ислам и экономика», «Ислам и наука», «Ислам и искусство», «Ислам и семья».


— Это общие познания об Исламе и исламской культуре. Но имеется ли у вас материал освещающий местные традиции и культуру коренных народов?

— Именно во втором зале в хронологическом порядке рассказывается об Исламской цивилизации Среднего Поволжья, о роли Ислама в истории и культуре татарского народа, — рассказывает научный сотрудник Наиля Мамбетова. — Ислам пришел в Среднее Поволжье и занял здесь господствующие идеологические позиции исторически довольно давно. Считается, что знакомство некоторой части булгар с мусульманской религией и принятие ее происходило еще в 7–8 в.в. в Приазовском тюркском государстве Великая Булгария.

Также существует мнение о том, что Ислам проник в Волжскую Булгарию через мусульманское духовенство и купечество Средней Азии, которые были ближе булгарам как географически, так и с точки зрения общности духовной культуры.

В 922 году в Волжской Булгарии Ислам был провозглашен в качестве официальной государственной религии. В экспозиции есть серебряные монеты с арабской вязью разных стран и периодов, рисунок-реконструкция Соборной мечети в Булгарах, копия прозаического сочинения золотоордынского писателя Махмуда Булгари «Нахдж аль Фарадис».

Отдельная экспозиция посвящена эпохе Казанского ханства. Видный татарский ученый, просветитель Ш. Марджани писал, что в казанской крепости была восьмиминаретная соборная мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся огромным уважением. Он был видным государственным деятелем, дипломатом, философом, поэтом. Кул Шариф героически погиб в октябре 1552 года, защищая Казань от войск Ивана Грозного. В музее демонстрируется портрет Кул Шарифа, выполненный Н. Хазиахметовым.

Здесь же выставлены портреты ученых-просветителей Ш. Марджани и Г. Курсави. Особую ценность имеет книга Ш. Марджани на арабском языке: введение к книге «Очевидная истина о достоинствах веры» 1889 года издания с личной печатью автора. Значительный интерес представляют фотографии и книги ученых-богословов, просветителей — Г. Баруди, Р. Фахрутдинова, А. Максуди, З. Камали, Г. Буби, М. Бигиева; учебники и расписания уроков медресе. Центральное место в зале занимает условный интерьер кабинета Ш. Марджани. Он воссоздан из мебели, предметов, книг той эпохи, в которой жили татарские просветители. В экспозиции также представлены материалы о татарках-мусульманках конца XIX — начала XX веков, об их борьбе за светское образование, за свободу и равноправие — фотографии, учебники, документы, дореволюционный номер женского журнала «Сююмбике». Здесь же посетители имеют возможность увидеть женский костюм зажиточной горожанки конца XIX века.

Одним из характерных признаков общественной жизни татар является использование благотворительного капитала татар-мусульман для удовлетворения духовных и культурных нужд татарского народа. При отсутствии государственного финансирования, строительство и содержание мечетей и медресе, публикация богословской литературы, содержание имамов и муэдзинов, материальная поддержка шакирдов, благоустройство мест проживания мусульман осуществлялись за счет пожертвований мусульман, особенно зажиточной части населения. Татарские купцы также финансировали деятельность джадидского общественного движения татар — мусульман России, имеющего своей целью духовный и экономический прогресс общества.

Документы, фотографии, брошюры рассказывают о благотворительной деятельности в татарском обществе.

В период российской революции 1905–1907 гг. превалирующей становится идея религиозной и образовательной автономии всей нации. Общественное движение мусульман России объединилось под лозунгом мусульманского единства. Мусульмане России проводили несколько съездов, активно участвовали в деятельности Государственной Думы России. В этот период самой крупной политической организацией мусульман стала партия «Иттифак аль муслимин». Среди экспонатов, рассказывающих об участие мусульман в политической жизни страны — программа партии «Иттифак», брошюра о деятельности третьего съезда мусульман России.


— А что касается современности? — вопрос снова директору музея.

— В 1990-е годы, как и многие сферы общественно-духовной жизни России, Ислам вступил на новый этап своего развития — период возрождения: растет количество мусульманских общин, идет массовое строительство мечетей, открываются религиозные учебные заведения, издается религиозная литература и периодическая печать, организовано Духовное управление мусульман Татарстана. Материалы, размещенные на нескольких стендах, рассказывают об Исламе в современном Татарстане. А завершает экспозицию витрина с современными толкованиями Корана на татарском и русском языках.


— Насколько все это способствует пониманию роли Ислама?

— Любая экспозиция музея — это свидетельство того, что распространение Ислама в Поволжье способствовало расцвету культурного уровня и грамотности народов, утверждению высоких идеалов нравственности и морали.


— Гости нашего города интересуются Исламом, и многие из них в первую очередь идут именно в соборную мечеть Кул Шариф, где и расположен музей исламской культуры.

— В музее проводятся экскурсии по самым различным темам. Например, «Ислам — религия мира»; «Ислам в истории и культуре татарского народа», а также обзорная экскурсия по музею.


   Звезды Татнета 2008 - конкурс интернет-проектов  Яндекс цитирования     Яндекс.Метрика

Информация о сайте    Карта сайта    Контакты



© 2007–2013  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

© 2007–2013  Мультимедиа-издательство «Казанский Альбом»


Почта (вход для сотрудников)      Вход для турфирм и Call-центра