казанский кремль

государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

вернуться назад

Лекция «»Символика Божией Матери в православной иконографии».

Лекция «»Символика Божией Матери в православной иконографии».
Музей истории Благовещенского собора
24 июня

24 июня в 15.00 в рамках открытого лектория «Встречи в Благовещенском» впервые состоится лекция «Символика Божией Матери в православной иконографии»
Образ Божией Матери наиболее насыщен мистическим прочтением через ряд символов и знаков, относящихся к пророчествам Ветхого Завета. Многие из них постоянно встречаются в самых распространенных в Русской Церкви иконах. Мы поговорим о самых ярких из них и «прочтем» образ Божией Матери «Неопалимая купина» из собрания Ростовского музея-заповедника.
Особенность русского искусства XVI века заключается, по мнению большинства исследователей, в распространении сложных символико-дидактических сюжетов, раскрывающих различные аспекты христианского вероучения. Редкие иконографические типы со сложной символикой могли входить в состав храмовых росписей, как в Успенском соборе Свияжского монастыря, в иконографию Спасителя, Божией Матери и святых, а также использоваться в декорации богослужебных предметов, литургические функции которых раскрывались с помощью символических изображений. Их появление в русской иконе свидетельствовало о том, что к традиционным функциям иконного образа прибавилась еще одна — наставление, поучение, разъяснение вопросов веры и христианской догматики. Выражение «богословие в красках» в подобных случаях утрачивало свой метафорический смысл: икона, действительно, превращалась в своеобразный «богословский трактат», который не только иллюстрировал те или иные догматические положения, но и развивал их, выявлял дополнительные смысловые оттенки.
В рамках выставки «Откровенья вечной красоты…» в Музее истории Благовещенского собора представлена одна из сложнейших мистических загадок русской иконографии XVI века – икона «Неопалимая Купина» эпохи богоискательства Митрополита Московского и Всея Руси Макария. Основой иконографии иконы «Неопалимая Купина» является содержащееся в книге Исход повествование о том, как пророк Моисей увидел в пустыне Неопалимую Купину – горящий, но не сгорающий куст: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». (Исход, 3:1-2) Известно, что в иудейской традиции Неопалимая Купина понимается как «символ еврейского народа, притесняемого, но неуничтожимаго даже в египетском рабстве», что буквально соответствует контексту видения Моисея. ( Еврейская вики-энциклопедия «Ежевика», Неопалимая Купина из Пятикнижия, эл. ресурс). В православной традиции Неопалимая Купина стала трактоваться как прообраз приснодевства Марии: «что там (т.е. в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там Купина горит и не сгорает: так и здесь (т.е. в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна». (Православная энциклопедия «Древо», эл. ресурс).
Вход бесплатный.
Тел. 567-8168, 567-8103