казанский кремль

государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

Архитектура

Комплекс оборонительных сооружений
Комплекс Губернаторского дворца (Ханского двора)
Комплекс Благовещенского собора
Комплекс Присутственных мест
Комплекс Спасо-Преображенского монастыря
Комплекс Юнкерского училища
Комплекс Пушечного двора
Комплекс мечети Кул Шариф

Комплекс оборонительных сооружений включает в себя стены и башни XVI—XVIII вв., а также археологические фрагменты укреплений X—XVI вв. Протяженность наружного периметра составляет 1800 м.

Стены и башни

Стены и башни, существующие в настоящее время, возводились в несколько этапов: в 1556—1562 гг. псковские мастера во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, строителями собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, построили белокаменные укрепления с юга и севера и в целом повторили конфигурацию и местоположение прежней, татарской крепости, на отдельных участках включив ее фрагменты в структуру возводимых укреплений; в следующий строительный период (конец XVI — начало XVII вв.) завершена реконструкция стен и башен; в XVIII в. стены надстраиваются.

Крепостных башен в кремле было 13. Их наименования (с юга по часовой стрелке): Спасская проездная, Юго-западная круглая, Преображенская (на месте Теменской периода Казанского ханства, Сергеевская по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. с надвратной церковью) проездная, Пятигранная, Безымянная Круглая, Тайницкая (на месте Муралеевых (Нур Али) ворот периода Казанского ханства, по Писцовой книге 1566—1568 гг. Никольские ворота с надвратной церковью), Северная круглая, Воскресенская проездная (в районе Елбугиных (Алабуга) ворот периода Казанского ханства), Северо-Восточная круглая, Дмитровская проездная (в районе Сбойливых ворот периода Казанского ханства), Консисторская, Юго-восточная круглая.

Казанская крепость с тринадцатью башнями, перечисленными Григорием Соковниным и подьячим Алексеем Никоновым в переписной книге 1675 года, была уже великолепным оборонным сооружением. Глубокий ров с переброшенным через него подъемным мостом отделял кремль от посада. Толщина этих крепостных стен, в нижнем ярусе которых с внутренней стороны устроены перекрытые арками ниши — «печуры» с амбразурами для пушек, местами доходит до шести метров. В специальных каморах в толще стен хранились боеприпасы: порох, ядра, бочки со смолой, песок и камни. Боевой ход снаружи был защищен стенкой с щелями-бойницами и перекрыт деревянным навесом, опиравшимся на столбы, который во время осады срочно разбирался.

В XIX в. разобраны Северная, Северо-Восточная, Дмитровская проездная, Пятигранная и Северо-Западная башни. Крепостные башни соединены пряслами, подразделяющимися на каменные (середина XVI в.), кирпично-каменные (конец XVI в.) и кирпичные (XVIII—XIX вв.). Все 5 утерянных башен законсервированы и музеефицированы на местах и являются объектами экскурсионного показа.

Стены выложены в два яруса общей высотой 8—12 м, завершаются зубцами прямоугольной формы на пряслах XVI—XVII вв. и «ласточкиными хвостами» с надбойничными арочками на участках, реконструированных в XVIII в. Боевой ход крыт тесовой кровлей.
Башни выдвинуты вперед из плоскости стен, разделены на 2—4 яруса с прямоугольными и арочными бойницами, верхние ярусы завершают прямоугольные зубцы, крыты шатрами. Ремонт и реставрация стен и башен проводятся начиная с XVIII в. Производились работы по усилению фундаментов, раскрытие заложенных бойниц и проемов, реставрация зубцов, белокаменной облицовки и кирпичной кладки. В 1977—1986 гг. восстановлены деревянные шатры на Юго-Западной, Преображенской, Безымянной, Консисторской, Юго-Восточной башнях, а также деревянные покрытия прясел на период XVI—XVII вв. Авторы проектов реставрации: архитекторы Айдаров С.С., Козлова С.А., Гаязова Г.М., Попова В.О., Зиганшин Р.Г., Петрухин В.С., инженеры Берим О.И., Шайморданов М.Х. Производитель работ — Татарское специализированное научно-реставрационное управление. В 1978—1994 гг. вскрыты и законсервированы фундаменты Северо-Западной башни по проекту археолога Шавохина Л.С. и архитектора Козловой С.А.

Спасская башня

Спасская башня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного образа — главный въезд в Кремль, расположена в центре южного участка укреплений. Построена в 1556—1562 гг. Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Помещение церкви изначально предназначалось для хранения походной иконы Ивана Грозного и других реликвий штурма Казани русскими войсками 1552 г. Башня первоначально была двухъярусной, с деревянной шатровой крышей, с небольшой дозорной вышкой. В 70-х гг. XVII в. башня надстраивается двумя ярусами с шатровым завершением. Два нижних яруса (XVI в.) четырехгранные, белокаменные, с арочным проездом. На них опираются два кирпичных восьмигранника (XVII в.). В нижнем восьмиграннике установлены часы, верхний прорезан арочными проемами и представляет собой часовую звонницу. Башню завершает кирпичный шатер. Прямоугольный объем церкви примыкает к башне по всей длине, имеет двускатную кровлю, фасады сохранили декор XVI в.

В середине XIX века главный въезд в кремль сделали более удобным: в прясле крепостной стены, примыкающем к башне с востока, пробили арку стрельчатой формы. Коленчатый проезд ликвидировали, заложив ворота. В 70-е годы с западной стороны башни возвели пристройку с лестницей, ведущей непосредственно в церковь; таким образом она полностью была изолирована от башни. В 1930 году был устроен функционально необходимый прямой въезд в кремль через Спасские ворота. В 1963 году на башне появились электрические часы с циферблатами на трех гранях восьмерика и с автоматическим боем, а также завершение в виде пятиконечной звезды. К башенным часам подвели специальную аппаратуру: теперь после наступления темноты во время боя часов появляются вспышки малинового цвета.

Реставрация проводилась в 1957, 1970—1975 гг. Производился ремонт деревянных конструкций, реставрация белокаменной кладки стен под руководством архитектора Айдарова С.С.

Преображенская проездная башня

Псковские мастера строили и следующую прямоугольную в плане двухъярусную Преображенскую проездную башню. Возведенная на месте Теменской, эта башня по первому ярусу подпирается мощными контрфорсами. В настоящее время через ее деревянные, окованные железом ворота, проходит основная масса туристов. Над воротами с внешней стороны оставлена ниша для надвратной иконы. Второй ярус приспосабливается в настоящее время под сезонное кафе для туристов «Темен». Этот ярус отделен от первого по фасадам каменным валиком того же профиля, что и на стенах, отделяющим нижний ярус стен от уровня боевого хода. Башня покрыта шатровой кровлей из деревянного теса с полицей по карнизу. Поверх шатра возведена караульня, покрытие ее завершает прапор с изображением Зиланта — герба города Казани.

Тайницкая проездная башня

Первой от угла на северной крепостной стене стоит Тайницкая проездная башня — главный въезд в кремль с северо-западной стороны. Изначально названная Никольской, Тайницкая башня воздвигнута в XVI веке на месте взорванной при осаде Казани Грозным башни Нур-Али (Муралеевой, как звали ее русские). Свое новое наименование она получила от уничтоженного этим взрывом тайника — подземного хода к источнику, из которого осажденные доставали воду.

С этой стороны 4 октября 1552 года, через два дня после взятия Казани, в лежащую в развалинах ханскую крепость въехал Иван Грозный. К этому моменту еле успели, как сообщается в «Царственной книге», «едину улицу очистити к цареву двору от Муралеевых ворот мертвых понести».

Построенная почти одновременно со Спасской башней, Тайницкая в отличие от нее сохранила коленчатый проезд. Но архитектурная ее обработка относится к XVII веку. Внушительный четырехгранный нижний ярус несет невысокий и меньший по площади четверик со скромными плоскими лопатками и маленькими трехцентровыми арочными окошками, обрамленными наличником, выполненного точеным кирпичным валиком. С гульбища, окружающего верхний ярус, украшенного по периметру характерными для московского зодчества ширинками и валиками, открывается великолепный вид на реку и Заречье, На этом ярусе оборудуется кафе для туристов «Муралеевы ворота». Покрыта шатровой деревянной кровлей с полицей. Поверх шатра возведена караульня, покрытие ее завершает вращающийся знак Комитета всемирного наследия.

Каменная стена XII—XVIII вв. — археологические фрагменты.

Руинированные остатки южной белокаменой стены, время строительства которой было предварительно датировано А.Х.Халиковым второй половиной XII в., были впервые обнаружены при раскопках 1978 г. Контрольные раскопки в целях более основательной датировки ее были заложены в 1995—1998 гг. (раскопы V, XV, XVIII, XX). Строительный горизонт ранней стены обнаружен в домонгольском слое. Стена проходила по восточному склону Кремлевского холма, в районе Тезицкого рва поворачивала на запад, охватывая, таким образом, площадь около 4—5 га. Эта стена частично была разрушена во второй половине XIII в. с восточной стороны. Но она вновь была восстановлена в период распада Золотой Орды — в конце XIV—начале XV вв. Южная стена прекратила свое существование в XV в. в связи с ростом города и переносом укреплений. На этом месте до 1552 г. находились каменные здания, возможно, связанные с мечетью Кул Шариф. Крепостные стены Кремля с восточной стороны сильно пострадали при взятии города Иваном Грозным в 1552 г. и частично были отремонтированы во второй половине XVI в. Судя по некоторым документам и планам Кремля конца XVII в. и первой половины XVIII, стены, вероятно, в то время еще функционировали.

Земляной вал XI—XII вв. — археологические фрагменты

Древнейшие укрепления Казанского городища представлены археологическими остатками земляного вала, сооруженного в конце Х—начале XI веков. Эти укрепления проходили вдоль Тезицкого рва и защищали город с южной, напольной стороны. Ширина основания вала 12—14 м, сохранившаяся высота от 0,5 до 2,5 м. Суглинистая насыпь покоится прямо на погребенной (древней) поверхности без следов культурного слоя. На склоне вала накоплен перекрывающий его культурный слой, в котором обнаружены предметы XI—XII вв. (лепная и гончарная керамика, лазуритовая подвеска, обломок стеклянного браслета, наконечники стрел).
С западной стороны городища продолжение этих укреплений прослежены в районе Сююмбекиной башни.
В XI—XII вв. восточная часть города была защищена другой системой укреплений — деревянным тыном или частоколом, следы которого были выявлены в основании культурного слоя в виде столбовых ямок диаметром около 20, глубиной 20—40 см. Площадь первоначального города в пределах укреплений составляла не более 4—5 га.
Деревянные укрепления XV—XVI вв. — археологические фрагменты.

Достоверные, научно документированные следы деревянных укреплений XV—XVI вв. не зафиксированы. Однако по некоторым, пока еще археологически не проверенным данным, эти укрепления существовали. Например, в 1881 г. в траншее, заложенной недалеко от Западной круглой башни, были выявлены остатки каких-то деревянных сооружений, интерпретированных археологами как «следы основания дубовой крепостной стены, пролегавшей саженях в 15 внутрь от нынешней». В 1947 г. также в профиле водопроводной траншеи Н.Ф.Калинин наблюдал следы оборонительного рва ханской Казани, проходившей севернее от современной Спасской башни.

Каменные ворота XI—XVI вв. — археологические фрагменты

Они обнаружены на раскопе ХХ 1998 г., заложенном у западной ограды сквера перед Благовещенским собором в виде каменного прямоугольного пилона (5х2 м) — основания проездных ворот в южной части каменной стены. Остатки другого, восточного, пилона были выявлены раскопками А.Х.Халикова в 1978 г. Расстояние между пилонами около 5 м. Ворота были построены в XII в. Функционировали они до 1552 г. Между пилонами расчищены остатки каменной мостовой, имеющей четыре периода строительства или ремонта.

 

Комплекс Губернаторского дворца расположен в северной части кремля, в самой высокой его части, на месте дворцового комплекса казанских ханов, остатки которого сохранялись до конца XVIII века. В комплекс Губернаторского дворца входят: Губернаторский дворец, башня Сююмбеки, Дворцовая церковь.

Губернаторский дворец

Губернаторский дворец построен в 1845—1848 годах как дом «военного губернатора с помещениями для императорских квартир» по проекту известного архитектора К.А. Тона, автора Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве. Его постройкой руководил архитектор А.И. Песке, направленный из Петербурга в Казань для работы в строительной комиссии по восстановлению города после пожара 1842 года. В отделке интерьеров принимал участие М.П. Коринфский. Дворец был построен на месте, где в ханской столице был расположен дворцовый ансамбль, а в XVIII веке стоял обер-комендантский дом. Заложенный в 1845 году и законченный на исходе 1848 года, он состоит из главного корпуса и примыкающей к нему со двора низкой циркумференции служб. До 1917 г. здание являлось дворцом казанского губернатора с помещениями императорских квартир.

Дворец состоит из главного корпуса и примыкающего с севера низкого полукружия служб с проездом во внутренний дворик. Здание двухэтажное с антресольным этажом и подвалом, кирпичное. Главный корпус связан через переход по второму этажу с Дворцовой церковью. Внутренняя планировка решена по анфиладной системе.

Двухэтажное с антресольным и подвальным этажами здание имеет симметричное решение. Центром главного фасада является ризалит c восемью попарно расположенными на уровне второго этажа полуколоннами с гладкими стволами и капителями в коринфском ордере, увенчанный фронтоном, представляющим из себя три килевидные арки. В средней арке помещен герб Республики Татарстан. Главный фасад имеет два входа в виде крылец на двух колоннах с пальмовыми капителями, разделенных двумя поясками пополам. Верхняя часть ствола колонны со спиральными коннелюрами, нижняя — с вертикальными. Первый и второй этажи здания разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Окна второго этажа имеют подвесные арки с лепными гирьками. Окна первого этажа полуциркульные с ажурным переплетом. Прообразом общего решения главного фасада Губернаторского дворца и, в частности, окон послужил Большой Кремлевский дворец в Москве. Центральный Ризалит акцентирован парадно оформленным флагштоком на котором развевается президентский Штандарт.

В отделке интерьеров, в отличие от эклектики в обработке фасадов, господствуют мотивы в стиле модернизированного русского классицизма; она была выполнена под руководством архитектора М.П. Коринфского, который работал в Казани в 1832—51 годах.

Очень хороши пропорции аванзала в парадном втором этаже; он перекрыт коробовым сводом с крупными распалубками, прорезанный глубокими нишами с вписанными в них оконными и дверными проемами. Профилированной позолоченной полочкой подчеркнуты пяты свода; узкой полоской позолоты обведены очертания оконных ниш. Три высокие двери, ведущие в большой зал, соответствуют торжественному характеру апартаментов главного административного здания края.

В большом белом зале «Готическом» с плоским плафоном и большими плоскостями зеркал на стенах, позолота введена не только в узор фриза и орнамента плафона, но и в декор парадных дверей.

Эклектика с элементами русского классицизма, барокко, древнерусского зодчества, псевдовизантийского стиля.

Ремонтно-реставрационные работы ведутся с 1950 г. В 1979 г. отреставрированы вестибюли, в 1983 г. — главный фасад по проекту архитектора СНРПМ Козловой С.А.

В 1996—97 г.г. произведены работы по реконструкции подковообразного пристроя, проект реставрации здания разработан ПТМ СА РТ Забировой Ф.М. и фирмой «Татинвестгражданпроект», полностью здание реставрировано в 1998—2001 гг.

Дворцовая церковь

Дворцовая церковь расположена с западной стороны Губернаторского дворца, галереей-переходом соединяется с Губернаторским дворцом. Церковь построена в XVII веке. Первоначально называлась Введенской, отремонтирована в 1852 г. и вновь освящена в 1859 г. во имя Сошествия св. Духа.

Одноглавый четверик основного храма с характерной барочной раскреповкой, подпираемые пучками колонн с пышными капителями на углах и нарядными оконными наличниками, поставлен на двухъярусный подклет. Проемы нижнего подклета украшены наличниками из кирпиных валиков с килевидным верхом над дверными и треугольными над оконными проемами. Луковица над главкой украшена накладными дубовыми венками и ветками, накрывающими ребра его граней. Четверик высится над крытой галереей-папертью с красивыми гранеными столбами. Галерея, куда ведет широкая наружная лестница, изначально, возможно, была гульбищем. Ограждение гульбища, переходящее в ограждение наружной лестницы, оформлено ширинками в сочетании с рядом сухариков. По верху гульбища и четверика карнизы украшены мукарнами на четверике к ним добавляются и сухарики. Крытым переходом церковь соединили в XIX в. с домом губернатора на уровне второго этажа (затем здание Совета Министров и Верховного Совета ТАССР, ныне — Резиденция Президента РТ). Окна перехода выполнены повторяющимися бифориумами. Фасады оформлены в стиле русского барокко XVIII в.

Татарской СНРПМ производились ремонтно-реставрационные работы, обмеры и обследования под руководством архитекторов Айдарова С.С., Петрухина В.С. в 1958, 1967, 1975 гг. Реставрировалась в 2000—2006 гг.

Башня Сююмбеки

Башня Сююмбеки является архитектурной эмблемой города. Ее название связано с именем татарской царицы Сююмбеки — жены двух последних казанских ханов. Сооружена во второй половине XVII—начале XVIII веков. На наиболее ранних планах города XVIII века, она показана как въезд во двор обер-комендантского дома, стоявшего на месте «старого царева двора», где руины ханского дворца казанские воеводы приспособили под склады пороха, селитры и свинца. Несомненно ее сходство с Боровицкой башней Московского Кремля.

Башня пятиярусная — три уменьшающихся по высоте и по ширине четырехгранника, поднимаясь уступами, несут два восьмерика, завершенных стройным кирпичным граненым шатром в виде усеченной восьмигранной пирамиды, грани которой обозначены валиками, выполненными в кирпиче, с дозорной караульней над ним, увенчанной шпилем с позолоченным полумесяцем на яблоке. Общая высота достигает 58 метров.

Обходные галереи над тремя нижними этажами — гульбища, обнесены парапетами с несложной, но в каждом ярусе иной декоративной обработкой — это и ширинки на первом, пояса выполненные поребриком на втором и третьем или простым напуском в несколько рядов верхних ярусов. Грани всех ярусов подчеркнуты лопатками или тонкими валиками. Оконные и дверные проемы 2,3,4 уровней вверху заканчиваются трехцентровыми арками и имеют прямоугольные наличники кирпичным валиком. Окна пятого яруса и караульни с полуциркульными арками и простыми архивольтами. Нижний ярус башни состоит из двух пилонов, соединенных цилиндрическим сводом над проездом. На южном и северном фасадах пилонов и на четырех гранях усеченной пирамиды круглые окошки, обрамленные кирпичным валиком. На западном и восточном фасадах пилоны имеют по две декоративные колонны, завершающиеся вверху капителями, отразившими восточный колорит. Они по форме очень напоминают мукарнасы (сталактиты). Маленькие дверки, расположенные по одной на боковых фасадах, ведут на внутристенные лестницы, доходящие до третьего яруса (выше идут деревянные всходы). Кирпичные своды перекрывают помещения в верхнем четверике и первом восьмерике. Башня Сююмбике имеет заметный наклон в юго-восточную сторону. Отклонение от оси составляет 1 м 98 см.

В 1914—1916 годах в связи с отклонением башни от вертикали были проведены реставрационные работы: нижний ярус был охвачен железным поясом, несколько исказившим архитектурный облик башни.

В период с 1941 по 1955 год были проведены исследования состояния фундаментов, архитектурные обмеры башни и выполнены проекты по укреплению фундаментов башни Проектно-технической конторой треста по передвижке и разборке зданий под руководством Перельштейна З.М. Эксперты — чл. корр. Академии архитектуры СССР, профессор, доктор технических наук Ротерт П.П.; профессор Амоховский В.К., доктор технических наук Шухов С.В.

В 1958—1959 г. Татарская СНРПМ произвела реставрацию наружной облицовки башни под руководством архитектора Айдарова С.С., реставрированы заполнения проемов и внутренних деревянных конструкций.

В 1977—78 г. произведено инженерное укрепление фундаментов башни по проекту, выполненному институтом «Татгражданпроект» в мастерской №2 под руководством Берима О.И. и Исхакова А.И.

В период с 1985 по 1991 г. выполнены: проект на консервацию башни Сююмбеки институтом «Татгражданпроект» под руководством Исхакова А.И.; производство работ по укреплению фундаментов башни способом буроинъекционных свай силами управления «Гидроспецстрой»; реставрация фасадов и интерьеров башни силами Татарского СНРУ под руководством архитектора Гаязовой Г.М. с применением оригинальной методики укрепления поверхности кирпичной кладки и тонирования стен; изготовление и установка завершения башни Сююмбеки в виде полумесяца с позолотой.

В 1998 году было проведено укрепление фундаментов башни, в результате движение башни было остановлено.

В 2004 г. в проездную арку навешены кованые ворота с вписанными в верхнее арочное завершение изображениями солнца, полумесяца, знаков зодиака и зооморфных мотивов по периметру. Ворота двустворчатые, с калитками в каждой створке, закрываются на замок секирного типа с висячими стукалами в виде львиных голов.

В настоящее время наклон башни составляет 1,8 м.

Архитектурно-археологические фрагменты мавзолеев XV—XVI вв.

Археологической экспедицией 1977 г. в районе башни Сююмбеки (с западной стороны) были изучены остатки двух монументальных каменных мавзолеев с погребениями, совершенными по классическому мусульманскому обряду. В мавзолеях похоронены казанские ханы Махмуд, сын Улуг-Мухаммеда (умер в начале 1460-х гг.) и Мухаммед-Эмин (умер в 1518 г.).

Оба мавзолея сильно нарушенны поздними канализационными траншеями. Имели подквадратную в плане форму (8,5х9 м — наружные размеры). Ширина стен около 1 м; она сложена из отесанных известняковых блоков размером 40х60х20 см, скрепленных между собой известковым раствором со слабой примесью кирпичной крошки.

В мавзолеях были расчищены могильные ямы с погребениями в деревянных гробах (250х60 — 80х50 см), которые были обложены снаружи тонкой хорошо выделанной кожей, скрепленной при помощи серебряных гвоздей. Эти мавзолеи находились в некрополе знати, располагавшемся в западной части территории ханского двора.

Выявленные архитектурно-археологические фрагменты законсервированы по проекту архитектора Забировой Ф.М.

Археологические фрагменты каменного пилона (минарета или дозорной башни) XIII—XIV вв.

При археологических исследованиях 1977 г., проведенных в западной части башни Сююмбике А.Х.Халиковым, были всрыты остатки двух каменных сооружений (№№ 2 и 3), строительный горизонт которых лежал на домонгольском слое или же в основании золотоордынского слоя. Сооружение №3 дошло до нас в виде кладки из рваного камня, введенной в специально вырытый котлован (430 х 360 см). Фундамент этого сооружения сложен из известнякового камня на глинисто-илистом растворе.

Сооружение №2 представляло собой также белокаменную постройку (365 х 450 ? см); кладка панцирная на глинистом растворе. Сохранившаяся высота обоих сооружений около 40—50 см, ширина стен 95—100 см. Изученные сооружения могут быть связаны с остатками дозорно-сторожевой башни с двумя пилонами (350 х 430 см), отстоявшими друг от друга на 350 см, т.е. имевшей разрыв для проезда. А.Х.Халиков не исключал возможности интерпретации этого объекта и как минарета мечети. Позднее примерно на этом же месте была возведена доныне сохранившаяся башня Сююмбеки.

Выявленные архитектурно-археологические фрагменты законсервированы по проекту архитектора Забировой Ф.М.

Восточный склон кремлевского холма (Остатки уличных мостовой и деревянной застройки XV—XVI вв.)

В результате исследований в подошве Кремлевского холма (раскоп XIII) с восточной стороны были выявлены уникальные постройки деревянного зодчества татар периода Казанского ханства. Они располагались вдоль уличной мостовой из коры дуба в несколько ярусов. Выявленные постройки представляли собой остатки хозяйственных сооружений, связанных с кожевенным производством.

Южнее раскопа XIII были выявлены остатки деревянной мостовой периода Казанского ханства через довольно большое углубление.

Комплекс Благовещенского собора расположен в северо-восточной части Кремля, постепенно складывался с XVI в. как центр православного управления краем. В комплекс входят Благовещенский собор, Архиерейский дом, Консистория, а также археологические фрагменты каменных сооружений разных периодов.

Благовещенский собор

Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшее из сохранившихся каменных построек Казани, расположен в центре комплекса. Построен в 1561—1562 гг. псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Перестроен в 1691, 1736, 1835—1843, реконструирован в 1970—1980-е, реставрировался в 1996—2005 гг.

Первоначально это был пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с двумя приделами, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. Главы собора были шлемовидной формы.

Освящение собора состоялось в 1562 году. Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.

В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.

В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.

Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части. Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой. Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка. В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.

В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в.

Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами. Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами. Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная. Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)

В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С. Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.

В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е.

Архиерейский дом

Архиерейский дом расположен с юго-восточной стороны Благовещенского собора, построен в 1829 г. взамен разобранного дворца казанских архиереев XVII в. Архиерейский дом служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.

Здание трехэтажное, кирпичное, оштукатуренное, с вальмовой кровлей. К прямоугольному в плане главному объему с восточной стороны примыкают три развитых ризалита. Вся композиция подчинена строгой симметрии относительно оси центрального ризалита, в котором располагалась домовая церковь. Фасады решены в формах позднего классицизма.

Входной узел по оси главного фасада в XX в. оформлен полукруглым в плане навесом на двух колоннах. Во второй половине XX в. был надстроен третий этаж. Первый этаж рустованный, над окнами клиновидные перемычки с выступающим замковым камнем. Окна второго этажа со скромным обрамлением окон профилированными наличниками с подоконными карнизами. Предстоит реставрация с восстановлением аттика над центральной частью главного фасада и шатрового купола над центральным ризалитом с восточного фасада.

Консистория

Консистория замыкает комплекс Благовещенского собора с южной стороны, юго-восточным крылом примыкает к Консисторской башне. Здание перестроено в XVIII в. из существовавшего здесь с XVI в. Архиерейского конюшенного двора, фасады реконструированы в XIX в.

Здание двухэтажное, кирпичное, состоит из нескольких разновременных корпусов, образующих разомкнутый четырехугольник с внутренним двором. Главный корпус расположен вдоль главной улицы Кремля, в одну линию с корпусами Присутственных мест. Первый этаж в наиболее древней его части перекрыт сомкнутыми сводами и прорезан проездной аркой. Восточная стена дворового корпуса включила в себя остатки крепостной белокаменной стены XII—XVIII вв.

Фасады оштукатурены, декорированы оконными наличниками в стилизованных формах русской узорчатой архитектуры.

В 1998 г. проведена реставрация дворового литера.

Археологические фрагменты моста и каменной мостовой XII—XV вв.

В раскопках 1977—1978 гг., заложенных в районе сквера у современного здания Министерства здравоохранения РТ, были исследованы древние укрепления города — остатки земляной насыпи вала и белокаменной стены, ров перед ними и следы дополнительных конструкций — предмостное сооружение и каменная мостовая. Непосредственно у рва выявились остатки прямоугольной каменной выкладки длиной 400 и шириной 180 см. Кладка сохранилась в высоту на 4—рядов; она имела панцирный характер. Рядом обнаружены сгоревшие бревна и развалы камней. Это сооружение представляло собой остатки моста через ров, функционировавшего в XIII—XV вв. А каменная мостовая была выложена тогда (скорее всего, в XV—XVI вв.), когда ров был уже полностью засыпан и потерял свое оборонительное значение.

Археологические фрагменты каменных зданий XV—XVI вв.

Одно из довольно крупных зданий периода Казанского ханства было изучено на раскопе II в 1994—1997 гг. Оно сохранилось лишь на уровне фундамента и цокольной части. Кладка стены выполнена из хорошо обработанных каменных блоков, скрепленных между собой известковым раствором. Размеры постройки 16 х 14 м. Вход располагался с восточной стороны, где была выявлена лестничная площадка. Следы строительного горизонта здания прослежены в завершении культурного слоя ханского времени. Сверху здание перекрывалось более поздними каменными конструкциями русского времени, возможно относящимися к Архиерейскому дому XVI—XVIII вв.

Еще одно здание, синхронное предыдущему, сохранилось лишь в виде следов деревянных свай коротышей, вбитых под каменный фундамент этого сооружения. Здание имело в плане прямоугольную форму размерами около 12 х 8 м. Оно было полностью разобрано в XVII—XVIII вв. в целях добычи строительного камня. Фундаменты здания также использовались в русский период в структуре зданий Архиерейского двора. Под северо-западным и северо-восточным углами его были обнаружены клады древнерусских монет в количестве более 2 тыс. штук. Самая младшая монета из кладов относится ко времени до 1533 г.

В ходе исследований 1998—1999 гг. в раскопе XX у проезда Шейнкмана было выявлено третье здание. Оно было вскрыто размерами 15 х 5 м и имеет продолжение в под проезжую часть дороги. Весь комплекс этих зданий, выявленных с южной стороны Благовещенского собора, возможно, представляют собой остатки комплекса мечети Кул Шариф, находившейся у Тезицкого рва.

Археологические фрагменты каменных зданий XVII—XVIII вв.

В раскопе III 1995 г. в сквере перед Благовещенским собором изучены остатки кирпичного здания, функционировавшего в XVII—XVIII вв. Фундамент покоится прямо на культурном слое, отложившемся в период ханства. Вход располагался с западной стороны, где сохранились остатки лестницы из крупных камней. По данным писцовых книг, на этом месте располагался ранний архиерейский дом с прилегающим хозяйственным двором.

Второе здание, относящееся к XVIII в., было построено на фундаменте вышеупомянутого каменного здания ханского времени. Стены и пол его сложены из крупномерных кирпичей, скрепленных известковым раствором. В середине здания сохранились так называемые «ванны», углубленные от уровня пола примерно на 2 м. По мнению специалистов, в этих «ваннах» производилась отливка медных колоколов, что подтверждается находками медного шлака и кусочков руды. Таким образом, здание, по всей вероятности, имело производственное назначение.

Фрагменты деревянной мостовой XIII—XVI вв.

С восточной стороны Благовещенского собора были выявлены также остатки деревянного уличного мощения в виде остатков древесного тлена. Прослеживалось до 6—8 ярусов мостовой. Вдоль улицы фиксировались остатки углублений подпольных срубных сооружений.

Комплекс расположен в юго-восточной части Кремля. Исторически сложился как центр административного управления. В состав комплекса входят корпус Присутственных мест и Гауптвахта.

Здание присутственных мест

Здание присутственных мест, конец XVIII—середина XIX в., представляет собой двухэтажный и частично трехэтажный протяженный корпус с подвальным этажом, состоящий из ряда разновременных построек. Наиболее раннее из них — здание бывшей консистории (конец XVIII в.), тесно связанное со зданием бывшего губернской канцелярии (начало XIX в.).

Проект каменной губернской канцелярии составлен архитектором В.И. Кафтыревым, который в 1767 году был направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного Комиссией для строений Санкт-Петербурга и Москвы после пожара Казани в 1765 году. Этот проект характерен для школы видного московского зодчего середины XVIII века Д. Ухтомского, учеником которого с 1748 по 1753 год был Кафтырев. В связи с открытием Казанского наместничества в 1781 году русское правительство отпустило средства на «возведение дома генерал-губернаторского, для которого переправлено по новой фасаде бывшее в крепости каменное строение, где помещена была губернская канцелярия длиной на 23’/2 поперечника на 8 сажен». Для превращения недавно возведенного здания канцелярии в дом наместника к нему, кроме того, было «на угол пристроено несколько покоев длиной на 10 поперечника на 7 сажен».

В распоряжении наместника оказался двухэтажный с антресолями дом в 15 окон по главному фасаду с перпендикулярно к нему расположенным крылом (южное крыло нынешнего здания Присутственных мест). Здесь размещались канцелярии официальных приемов и жилые комнаты семьи наместника. Центральный зал на втором этаже с хорами для музыкантов, опирающимися на колонны в обоих его торцах, был самым нарядным и именовался тронным.

В залах губернаторского дома в честь Павла I, посетившего Казань в 1798 году, был устроен бал, на котором кроме «высшего» русского общества присутствовало богатое татарское купечество с женами и дочерьми, а также представители мусульманского духовенства, в том числе сам муфтий.

Строительство дома наместника, где «в способных местах» имелись антресоли и погреба, и Присутственных мест было закончено в 1783 году. В отделке его фасадов, выполненной по аналогии с проектами домов «сплошной фасадою», разработанными Комиссией для строений в 1760—80 годах, уже не чувствуется отзвуков барокко. (По-видимому, Кафтырев принял за основу «фасад примерный для постройки каменных домов в Казани», составленный А.В. Квасовым и приложенный к утвержденному в 1768 году плану города.)

Без существенных переделок до наших дней сохранил свой изначальный вид лишь дворовый фасад этого здания (главный значительно искажен), на котором уцелели даже двухоконный северный ризалит и шесть рустованных пилястр центральной части бывшей губернской канцелярии. Обработка фасадов пилястрами заподлицо с фризом, неглубокими нишами, в которые вписаны оконные проемы, декоративными филенками трех разных рисунков над и под окнами и двухцветная покраска придавали зданию, слишком вытянутому (особенно после того, как сразу же после окончания работ в 1783г. «большой корпус присутственных генерал-губернатора, два двусветных зала для мест» увеличили в длину еще на 10’/2 сажен), известную представительность, отвечавшую его назначению. Рапорт казанского генерал-губернатора Мещерского свидетельствует, что одновременно к северному торцу бывшей губернской канцелярии пристроили «в одну линию и одинаковой с ней ширины присутственные места длиною 32’/2 сажен».

Декор главного фасада — сдержанный по оформлению. Северное крыло бывшей губернской канцелярии декорировано по краю второго этажа лопатками, выступающий цоколь — одним рядом руста, окна первого этажа с фасцами и профилированным наличником. Простенки декорированы фасцами в четыре уровня. Этажи разделены карнизом. Наличники арочных проемов второго этажа с профилированными подоконными карнизами, пересечены контрналичниками, внизу завершающимися гирьками, а наверху профилированными кронштейнами, на которые опирается разорванный сандрик. Верхний карниз украшен аркатурным поясом. Фасад Присутствия, в которое вошел и бывший губернаторский дом в XIX в. был приведен к одному решению — выступающий карниз, подходит под сливы окон первого этажа, которые украшены простым прямоугольным наличником. Этажи разделены двумя неширокими профилями карнизов; верхний подведен под сливы окон, обрамленных простым прямоугольным наличником. Прямые сандрики опираются на вертикальные контрналичники. По верху фасада — просто профилированный карниз.

В 1997—1998 г.г. разработан проект реставрации ПТМ СА РТ Забировой Ф.М., архитектор Сайфуллина Л.Ш., начата реализация в 1999 г, завершена в 2005 г.

Здание гауптвахты

Здание гауптвахты, середина XIX в., реконструированы в 2003 г. Юго-восточный угол кремлевской территории, где ныне находится бывшая военная гауптвахта (XIX в.), в XVI—XVII веках занимал Государев двор, где жил «большой воевода».

Здание трехэтажное, кирпичное, Г-образное в плане. Южная стена вплотную примыкает к пряслу кремлевской стены между Спасской и Юго-восточной наугольной башнями. Восточная стена гауптвахты немного отступает от соседнего прясла (между Юго-восточной наугольной и Консисторской башнями), образуя узкий проход к наугольной башне.

Аскетичные фасады лишены декоративной обработки, гладко оштукатурены, имеют лишь большие прямоугольные проемы окон, простой карниз и невысокую скатную кровлю.

Здесь в августе 1918 г., после захвата Казани белогвардейцами, находились в заключении видные партийные, советские, военные работники: Я.С. Шейнкман, М. Вахитов, С.Н. Гассар, М.И. Межлаук и многие другие, впоследствии расстрелянные у кремлевской стены.

В 1998 г. проведены комплексные ремонтные работы.

Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Кремля, рядом со Спасской башней. Начало строительства относится к 1557 г. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входят архитектурно-археологические фрагменты Спасо-Преображенского собора, церковь Николы Ратного, Братский корпус, Пещерка Спасо-Преображенского монастыря.

Архитектурно-археологические остатки Преображенского собора

Архитектурно-археологические остатки (подклет) Преображенского собора расположены в центре комплекса. Собор монастыря был построен в 1595—1601 гг. Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм, с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору.

Собор во имя Преображения Господня первоначально построен в 1550-х годах и представлял собой деревянное строение на каменном подклете. В 1596—1601 гг. на его месте был построен каменный шестистолпный храм с пятью главами и с тремя алтарными выступами. Здание построено на более раннем каменном подклете, который чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это очень колоритное помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды Верхняя часть здания была взорвана в 30-е годы XX века. Но даже по этой сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования.

В XVIII веке были пристроены галереи с северной и южной стороны. Причем они отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом. Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом.

В 1901 г. с западной стороны выполнен пристрой на всю ширину собора.

Преображенский собор разрушен в середине 1920-х гг., одним из первых в период борьбы с религией. До настоящего времени дошел цокольный этаж (подклет) собора с перекрытиями. Стены подклета сложены из белого камня, блоки гладко отесаны и плотно пригнаны друг к другу. Сводчатые перекрытия также белокаменные, опираются на стены и два ряда квадратных столбов. Весь комплекс этих разновременных построек в настоящее время приспосабливается под Музей археологии Республики Татарстан.

Колокольня Спасо-Преображенского собора (XIX в.)

Первая колокольня Спасо-Преображенского собора была деревянной. Вторая — каменная — просуществовала до 1858 г. Находилась она к северо-западу от собора на галерее, соединяющейся с настоятельским корпусом. За ветхостью колокольня была разобрана.

В 1858—1860 гг. была отстроена новая колокольня над Святыми вратами Варваринской церкви. На кубообразный объем с воротами по 1 этажу и церковью по 2 этажу надстроены 3 яруса. На втором ярусе помещались колокола, на третьем — боевые часы. В настоящее время выполнена музеефикация места расположения этой колокольни. Она показана другим цветом брусчатки на широком тратуаре.

Церковь св. Николая Чудотворца Ратного с домом архимандрита

Церковь св. Николая Чудотворца Ратного с домом архимандрита (постр. XVI в. (1556—68 гг.), перестр. XVIII, XIX вв., реставр. с 1997 по сию пору) расположена с западной стороны Спасо-Преображенского собора, примыкает к западной стене Кремля. Первоначально это были белокаменные двухэтажные трапезные палаты с церковью: прямоугольное в плане двухэтажное здание, с одностолпной трапезной палатой на втором ярусе и аналогичным помещением хлебни на первом. С востока к трапезной палате примыкала церковь с полукруглой апсидой. В XVII веке второй этаж перестроен в кирпиче, перекрыт коробовым сводом; с севера к трапезной пристроены покои настоятеля. В 1815 г. церковь перестроена по проекту архитектора А. Шмидта.

Здание Г-образное в плане, двухэтажное, состоит из двух разновременных объемов — храма с трапезной и покоев настоятеля. Подклет сохранился с XVI века, сложен из белого камня, со сводчатым одностолпным помещением под трапезной и перекрытым коробовым сводом подцерковьем. Объем храма с трапезной — прямоугольный в плане, с асимметрично расположенной апсидой. Покои настоятеля примыкают к трапезной с севера. Западная стена опирается на боевой ход прясла 2-3, между Юго-Западной и Преображенской башнями Кремля. Храмовую часть завершает четверик, перекрытый единой со всем зданием кровлей. Купол, завершавший четверик, утрачен в советское время. Первоначальная декоративная отделка фасадов подклета на сохранилась, окна фасадов второго яруса украшены полукруглыми сандриками с изображением креста (XIX в.).

С 1993 г. на здании ведутся реставрационные работы, подрядчик ТатСНРУ, автор проекта реставрации — архитектор Г.Гаязова. После реставрации войдет в комплекс Музея археологии Республики Татарстан.

Братский корпус

Братский корпус расположен к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора, примыкает к ограде монастыря. Корпус келий построен в 1670 г., в XVIII в. к нему пристроен казначейский дом, в 1892 г. пристроена галерея.

Здание двух-трехэтажное, кирпичное, Г-образное в плане, имеет четкую продольную ориентацию с востока на запад. Ряд квадратных в плане сводчатых келий объединен крытой кирпичной галереей. Трехэтажный объем казначейского дома, расположенный с западной стороны, включает в себя часть древней монастырской ограды. Фасады украшены наличниками арочных окон и декоративными поясками и карнизами.

Проект реставрации здания разработан арх. Аксеновой И.А.

Пещерка Спасо-Преображенского монастыря

Пещерка Спасо-Преображенского монастыря находится у алтарной стены Спасо-Преображенского собора. Сооружена в 1596 г. и служила местом захоронения Казанских чудотворцев. Представляет собой каменную клеть, перекрытую сводом, расположенную ниже современного уровня земли.

Комплекс расположен в западной части Кремля. Возник в XIX в. на месте мечети, а затем Троице-Сергиевского монастыря. В комплекс входят корпус Юнкерского училища, Манеж, бывшая казарма. На территории комплекса ведется возрождение мечети Кул-Шариф.

Корпус Юнкерского училища

Корпус Юнкерского училища расположен вдоль проезда, ведущего внутри Кремля от Спасской до Тайницкой башни. Юнкерское училище, учрежденного в 1866 году. Здание выстроено архитектором Пятницким в 1840-х годах как казармы для кантонистов по проекту, сильно переработанному в 1836 году по приказу Николая I; в 1861 году они были предоставлены училищу военного ведомства, преобразованному затем в юнкерское училище.

Здание первоначально двухэтажное, надстроенное в советское время третьим этажом, кирпичное, оштукатуренное. Фасад здания выполнен в стиле казенного павловского ампира (рустовка 1 этажа, профилированные клиновидные наличники с выделенным замковым камнем). Три входа акцентированы металлическими навесами, выполненными в классической технике чебаксинской ковки с вплетенными розами, васильками и маскаронами. В интерьерах обращают на себя внимание сложные трехмаршевые лестницы, опирающиеся на кирпичные арки и своды.

В 1994—1995 г.г. разработан проект реставрации главного здания юнкерского училища, архитекторы — Гаязова Г.М., Попова В.О., Харисова И.Б.; в 1997 г. разобран поздний пристрой (советского периода) со стороны дворового фасада. Реставрировано полностью в 2001—2005 гг.

В настоящее время в этом здании уже функционируют три музея: Музей Великой Отечественной войны 1941—45 г.г., Национальная картинная галерея, центр «Эрмитаж-Казань». Идет формирование четвертого — Музея природы Татарстана. По главному фасаду на уровне второго этажа надпись бронзовыми буквами: «Национальная галерея «Хазинэ».

Манеж

Манеж построен в 1880-х гг., по проекту, выполненному в 1881 г. в Санкт-Петербурге. Проект выполнен с учетом рельефа и окружающих построек.

Здание расположено с южной стороны главного корпуса училища, торцом к проезду. При строительстве здания были использованы фундаменты здания монастырской ограды (западная стена). Первоначальная функция — строевой манеж для проведения учений. Отопительные печи расположены были в нишах симметрично по двум сторонам от оси здания.

Здание Манежа представляет собой не только памятник истории и архитектуры XIX в., но и уникальное сооружение по своей конструкции. Достаточно обширное помещение размером 18 х 56 метров было перекрыто большепролетными деревянными конструкциями. Главный фасад первого этажа полностью выполнен французским рустом. Пилястры дополнительно украшены накладными лопатками внутри разрезки руста. Простое обрамление арочных окон, которое опускается до самого цоколя, перерезается подоконным карнизом, под котором выполнены пирамидальные филенки. Входной портал с кованым навесом на чугунных столбах, акцентирован на фасаде раскреповкой на которую опирается фронтон, переходящий в аттик. Вальмовая кровля ограждена кованой решеткой, опирающейся на кирпичные столбы. Стены боковых фасадов гладкие, руст остается только на пилястрах.

Реставрирован в 2003—2006 гг. В настоящее время идет приспособление здания под хранилище и читальный зал Музея древних книг и рукописей.

Пушечный (Артиллерийский, Арсенальный) двор располагается в северо-западной части крепости и примыкает с запада к крепостной стене. Первоначально строился как единый П-образный корпус, пристроенный к кремлевской стене. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам.

Возникновение комплекса в Казанском Кремле относится к концу XVII века, на месте расположения арсенала и ханской гвардии. Составлявшие его одно-двухэтажные кирпичные здания образовывали большой литейный двор. На протяжении XVII и XVIII вв. здесь изготавливалось, ремонтировалось и хранилось тяжелое оружие. Комплекс состоял из главного здания, расположенного вдоль Большой (главной) улицы Кремля и двух корпусов, примыкающих к нему и ограничивающих двор с севера и юга. Въезд на территорию осуществлялся через проездную башню в центре главного здания. Данный период представлен в настоящее время Южным корпусом и археологическими остатками производственных сооружений внутри существующего главного здания.

На рубеже XVIII—XIX веков Главный корпус перестраивается, следуя изменившей направление по регулярному плану 1768 года Большой улице. Здание сохраняет первоначальный композиционный замысел с проездными воротами, прорезающими двухэтажный центральный объем, симметричными одноэтажными крыльями, по углам сооружаются двухэтажные башни. В начале XIX в. Пушечный завод был одним из крупнейших в стране, его реконструкция проводилась при непосредственном участии известного инженера Бетанкура, автора проекта Манежа в Москве, расположенного рядом с Московским Кремлем. В 1812 г. строится новый корпус (западный), примыкающий к кремлевской стене. Здесь располагаются новые кузницы. В 1815 г. в крепости произошел пожар, от которого пострадали все кремлевские здания, в том числе Пушечный двор, после чего производство оружия в Кремле прекращается. Этот период в настоящее время представлен Главным и Западным корпусами.

В 1825 году бывшие арсенальные и литейные здания восстанавливаются для Школы батальонов военных кантонистов, производителем работ был назначен губернский архитектор Шмидт. Реконструкция комплекса завершается в 1837 году. Существовавший ранее значительный перепад рельефа двора был спланирован уступами, здания отремонтированы, реконструирован северный фасад комплекса, выстроен новый двухэтажный корпус, составлявший часть южного крыла, между Главным зданием и корпусом XVII века.

В 1866 году здания Школы военных кантонистов передаются только что открывшемуся в Казани Юнкерскому пехотному училищу. По проекту губернского архитектора Н. Грицевича производится приспособление зданий для училища. В 1878 году по проекту военного инженера Федорова расширяется и надстраивается Северный корпус.

Главный корпус

Главный, Восточный корпус Пушечного двора, перв. пол. XVIII в., перестр. 1836 г., перв. пол. XX в., реставр. 1997—2004 гг.

Первоначально это был оружейный завод и арсенал. В процессе раскрытия в южном ризалите обнаружена литейная для изготовления пушек. После передачи пушечного двора юнкерскому училищу оно было приспособлено для проживания офицерского состава. В первой половине XX в. превращено в солдатскую столовую казанского горнизона. Три двухэтажных ризалита соединены одноэтажными крыльями. Они понизу отбиты выступающим рустованным цоколем, стены с лопатками между окон. Арочные окна по сторонам ограничены контрналичниками, заканчивающимися небольшими кронштейнами на которые опираются профилированные архивольты с замковыми камнями. Покрыты они кровлей типа Гамбрель со слуховыми окнами-люкарнами с ушками. Крайние ризалиты украшены рустованными пилястрами с капителями и базами, декоративными филенками над и под окнами. Окна обрамляют наличники с ушками, на первом этаже с двойным замковым камнем, причем центральный замок наверху закруглен. Под кровлю подходит двухчастный профилированный карниз. Кровля пирамидальная с ограждением баллюстрадой.

Убранство центрального ризалита то же, что и у боковых, кроме того, по оси фасада на пилястры с капителями опирается фронтон, образованный профилированными карнизами. По центру монсардно-вальмовой кровли с двумя фронтонами кирпичная башенка-караульня, которая представляет собой октогон, богато украшенный лопатками между арочными окнами на каждой грани. Над окнами располагаются архивольты с замковым камнем. Покрыта караульня восьмигранной шлемовидной кровлей с четырьмя люкарнами.

На кровле водружен сложный шпиль с вазонообразным низом, на котором располагаются символы Пушечного двора — перекрещенные пушки, на них — горка ядер. Выше — восьмигранный шпиль, обхваченный внизу четырьмя акантовыми листами. На завершении шпиля пересекающиеся штыри держат латинские буквы, обозначающие части света. Завершает шпиль флюгер в виде прапора с прорезной надписью «Пушечный двор«, обвитый Зилантом — символом города Казани.

Центральный вход при реставрации имитируют деревянные ворота в трехцентровой арке с замковым камнем, которая служила единственным проездом во двор из соображений безопасности хранения оружия. В настоящее время в левом крыле и втором этаже центрального ризалита размещается столовая, в левом крыле — Гербовый зал. В южном ризалите и пристроенной к нему Кордегардии, соединяющей Восточный корпус с юнкерским училищем, оборудуется Музей Пушечного двора.

Главный корпус отреставрирован в 1995—1999 гг. проект ПТМ СА РТ под руководством Забировой Ф.М., архитекторы — Сайфуллина Л.Ш., Забиров Р.М., инженерная часть проекта выполнена фирмой «Татинвестгражданпроект» под руководством Абдрахманова И.С., инженера Исхакова А.И. и архитектора Головина А.В., подрядные организации: фирмы «Казаньхимстрой», «Антика», «Стройсервис».

Северный корпус

Северный корпус Пушечного двора XVII в., перестр. XVIII, XX вв., реставр. 1997—99 гг.

В процессе эксплуатации здание несколько раз меняло функцию. Первоначально заводские цеха оружейного завода, затем квартиры для размещения офицерского состава юнкерского училища, затем министерства и ведомства, временная Резиденция Президента РТ и наконец — Представительское здание Аппарата Президента РТ.

Здание отреставрировано на период конца XVIII—начала XIX вв. Двухэтажный симметричный корпус с цокольным этажом пристроен под прямым углом через вставку шириной в два окна к северному ризалиту Восточного корпуса. Угол этого ризалита на уровне цоколя огибает открытая терраса с лестницами в обе стороны, ограждена она балюстрадой. Начало и конец лестниц акцентирован вазонами на опорных столбах. Окна довольно высокого цоколя с лучковыми арками и сандриками, имитирующими выступающую перемычку с замковым камнем. Первый этаж обработан рустом квадрами с рустованными лопатками на углах. Они продолжаются на втором этаже уже без руста и раскрепованы до самого верха. Этажи разделены карнизом из двух полочек. Наличники прямоугольных окон второго этажа — простого профиля с ушками и подоконным карнизом. Контрналичник пересекает подоконный карниз и доходит до межэтажного карниза. В образовавшейся нише выполнена фасция.

Ось здания выделена парадным портиком, образуемым шестью гладкими пилястрами на который опирается фронтон с модульонами. В центре фронтона размещен лепной герб Республики Татарстан, в обе стороны от герба — треугольные плакетки. Входная группа тоже решена достаточно парадно. Над высокой, веером расширяющейся книзу лестницей с двумя боковыми террасками, огражденными балюстрадой с декоративными филенками, возведен пышный алтан на четырех квадратных столбах с накладными пилястрами, профилированными архивольтами с двойным замковым камнем, обрамляющими арочные проемы. Балкон, образованный навесом огражден балюстрадой с вазонами на опорных столбах. Ограждение кровли также выполнено балюстрадой с вазонами. Над вставкой, соединяющей Северный и Восточный корпуса, выполнен аттик, декорированный карнизом, пилястрами и аркой по оси. По обе стороны конька кровли, покрывающей фронтон, установлены два флагштока с развевающимися на них флагами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Северный корпус реставрирован в 1996—1999 гг., проект ПТМ СА РТ под руководством Забировой Ф.М., архитектор Забиров Р.М., инженерная часть проекта выполнена институтом «Казанский Промстройпроект» под руководством Никитина Г.И., архитектор — Белостоцкая А.Х., инженер — Имайкина Н.А., подрядные организации: фирмы ООО «Йолдыз», «Антика», «Стройсервис». Интерьеры выполнены югославской фирмой «Прогрес».

Южный корпус

Южный — самый древний корпус Пушечного двора — перв. пол. XVII в. реставр. 1998—2005 гг.

Западный торец почти примыкает к кремлевской стене. Восточный торец не заканчивается глухим брандмауэром, а продолжается живописными руинами, которые должны показать, что он был частью первоначально П-образного корпуса.

Двухэтажный корпус с двухсветным внутренним пространством покрыт деревянной тесовой кровлей с полицами. На кровлю выходят характерные высокие кирпичные трубы с утолщениями на конце, накрыты островерхими колпаками, завершенные флюгерами в виде прапоров. Фасады по углам и с шагом в три окна украшены лопатками, подкарнизным поясом, выложенным бордюром. Окна с лучковыми арками обрамлены фасцией и прямоугольным наличником валиком из точеного кирпича. Дверные проемы с лобиком, двери окованы железом. К северной стене с внутренней стороны и снаружи примыкают деревянные галереи. Наружная галерея крытая продолжением полицы. В настоящее время в этом здании создается экспозиция Музея истории Казанского Кремля.

Южный корпус реставрирован в 1998—2005 гг., проект ПТМ СА РТ под руководством Забировой Ф.М., архитектор — Персова С.Г., инженерная часть проекта выполнена фирмой «Татинвестгражданпроект» под руководством Абдрахманова И.С., инженера Исхакова А.И., подрядная организация — фирма ООО «Фобос».

Западный корпус

Западный корпус Пушечного двора. Постр. 1812 г., перестр. 1836 г., пер. пол. XX в., реставр. 1996—99 гг.

Этот корпус был построен в тяжелое для России время. Когда войска Наполеона в 1812 году подходили к Москве, внутри работавшего на всю мощь Пушечного двора в Казанском Кремле срочно была построена эта кузница на 32 горна. В 1836 г. в связи с присоединением Пушечного двора к комплексу юнкерского училища, функция его изменилась. В нем были размещены каретник, погреба с ледником, сушильни и склады. В это время облик его сильно изменился. Был надстроен второй этаж и пристроена деревянная галерея. К концу XX в. корпус пришел в ветхое состояние. В результате реставрации восстановлен первоначальный облик здания. Одноэтажный, протяженный корпус с односкатной кровлей, на которую выходят 16 труб. К каждой трубе подходило по два горна. Протяженный корпус разделен на четыре секции с брандмауэрами, выходящими на кровлю. По главному фасаду в каждой секции шесть окон с лучковыми арками, разделенных пополам воротами с трехцентровыми арками. Окна забраны коваными решетками из волнистых элементов, скрепленных скобами. Ворота деревянные, двухстворчатые с калиткой и с кованными кочетами и стукалами. В интерьерах открыты стропила и подпоры, теплый потолок подшит к стропилам. Две секции приспособлены под ЦТП и диспетчерскую, в которой будет концентрироваться многофункциональное управление эксплуатацией многих зданий контура кремля. В двух секциях размещается так называемый Центр ремесел. В одной — ювелирный салон-мастерская. В другой — кузница с гончарной и швейной мастерскими, относящейся к палате ремесел РТ.

Западный корпус реставрирован в 1995—1999 г., проект ПТМ СА РТ под руководством Забировой Ф.М., архитектор — Забиров Р.М., инженерная часть проекта выполнена фирмой «Татинвестгражданпроект» под руководством Абдрахманова И.С., инженера Исхакова А.И.

Улица XII—XVI вв., археологические фрагменты

Этот район Казанского Кремля был заселен не позднее XI в., что доказывается комплексом находок и наличием древнейшего культурного слоя. В период раннего города здесь находились жилые дома и хозяйственные постройки. Интересные объекты изучены в слое золотоордынского времени. Это в первую очередь остатки деревянной мостовой небольшой улицы, направленной по линии запад-восток. Такое направление улицы сохранялось не только в период Казанского ханства, но и позднее, вплоть до XVII в. Любопытно, что в Писцовой книге второй половины XVI в. она упомянута под названием «переулка напротив Благовещения». По обе стороны улицы, имеющей ширину не более 4—5 м, археологами вскрыты остатки жилищ — срубные дома размерами 4 х 5 м, обычно с подпольями. В них обнаружены самые обыкновенные бытовые предметы, а иногда продовольственные припасы в виде скоплений зерен пшеницы, ржи и проса, костей и чешуи рыб, яичной скорлупы.

Одно из интересных объектов на территории Пушечного двора — это остатки небольшого кирпичного здания на каменном фундаменте, сложенном из обработанных известняковых блоков на илисто-известковом растворе. К сожалению, оно сильно разрушено позднейшими ямами. Строительный горизонт этого объекта четко прослежен в слое ханского времени, однако разрушение его относится только к русскому времени. Ориентация сохранившегося фрагмента стены совпадает с направлением мусульманских построек на кыблу.

Комплекс мечети Кул Шариф располагается в западной части крепости. Создавался как единый архитектурный ансамбль, включающий в себя собственно мечеть, памятный камень и здание экскурсионного бюро. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам.

Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Памятный камень, посвященный закладке мечети

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф…» Текст указа размещен на камне. С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.

Здание пожарной части

Здание пожарной части («тюбетейка») является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и одинаковые отделочные материалы (мрамор).