казанский кремль

государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

Информация о реализации Музеем-заповедником «Казанский Кремль» прав на использование изображений и наименований объектов культурного наследия, музейных предметов и музейных коллекций, товарных знаков ансамбля «Казанский Кремль»

Особенности правового положения объектов культуры и культурного достояния и Музейного фонда Российской Федерации определяются Основами законодательства Российской Федерации о культуре (№ 3612-1 от 09.10.1992 г.), а также Федеральным законом от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Гражданский оборот указанных объектов, включая их наименования и изображения, допускается только с соблюдением ограничений, установленных данными нормативно-правовыми актами.

Согласно статье 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.

Все объекты культурного наследия, находящиеся на территории Казанского Кремля, переданы в оперативное управление Музею-заповеднику в соответствии с договором с Министерством земельных и имущественных отношений РТ о закреплении имущества в оперативное управление №006-408 от 11 мая 2005 г. Согласно указанному договору (п.2.3), а также уставу (в редакции постановления КМ РТ №381 от 23.08.2004 г., действовавшему на момент регистрации товарных знаков) Музей-заповедник имеет право в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества осуществлять права владения, пользования и распоряжения им.

С учетом указанного положения введение в гражданский оборот товаров и услуг с использованием изображений объектов, находящихся в ведении Музея-заповедника, в силу предоставленных ему полномочий, возможно только с согласия данного музея. Исходя из требований приведенных норм, разрешение на использование изображений зданий и объектов, расположенных на территориях музеев, а также использование их названий и символики реализуется во вне посредством заключения гражданско-правового договора, содержащего условие о согласии музея на использование такого изображения за плату.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на наличие прямого запрета, установленного законом на использование изображений объектов культурного наследия, расположенных на территории Казанского Кремля без договоров с ГБУ «Музей-заповедник «Казанский кремль», ни один хозяйствующий субъект за весь период существования Музея-заповедника с 1994 года не обращался в музей за подобным разрешением.

По опубликованным данным объем рынка продаж сувениров в Татарстане составляет 5 млн. долларов в месяц, при этом 40% продаж приходится на импортную продукцию. Только по данным предварительного анализа рынка города Казани сегодня на территории города свыше 400 предприятий (включая производство и реализацию сувениров, печатной, книжной и мультимедийной продукции, продуктов питания, оказание туристских и иных услуг) осуществляют незаконное использование изображений и наименований объектов культурного наследия Казанского Кремля без согласия Музея-заповедника, как того требует действующее законодательство.

Получение разрешений музеев на коммерческое использование изображений и наименований культурных ценностей на возмездной основе – практика, широко известная за рубежом, а также достаточно активно используемая в России, в частности государственным музеем Эрмитаж, Третьяковской галереей, Музеями Московского Кремля.

Приведенные выше нормативные акты являются недостаточными, т.к. определяют лишь общую форму предоставления права на использование данных объектов – возмездный договор, но не детализируют условия и механизм реализации прав, а также значимых мер юридической ответственности, что в свою очередь привело к массовому нарушению указанных прав музеев.

Действующее российское законодательство об интеллектуальной собственности (в части регистрации и защиты товарных знаков), в рамках вступившей в действие части IV Гражданского кодекса РФ, является необходимым дополнительным правовым механизмом, предусматривающим как специальный порядок долгосрочного использования – заключение лицензионного договора, так и меры юридической ответственности (в том числе административной и уголовной), что, в свою очередь, способствует эффективной защите прав музеев. В связи с этим по согласованию с Управлением делами Президента РТ в 2008 году была начата работа по регистрации товарных знаков с использованием наименований и изображений объектов культурного наследия, входящих в ансамбль Казанского Кремля.

Зарегистрировав в качестве товарных знаков изображения и наименования Казанского Кремля, Музей-заповедник дополнительно к ранее существующим нормам законодательства закрепил за собой исключительное право разрешать или запрещать использование указанных объектов при осуществлении различных видов деятельности, таких как: производство продуктов питания, товаров народного потребления, сувенирной продукции, а также продвижение туристского продукта и др.

Указанный разрешительный порядок предусмотрен только в отношении коммерческого использования изображений и наименований различными хозяйствующими субъектами с целью извлечения дохода. При этом ГБУ «Музей-заповедник «Казанский Кремль» на безвозмездной основе предоставляет права на использование изображений и наименований объектов культурного наследия, музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на территории Казанского Кремля и товарных знаков при некоммерческом использовании государственными учреждениями и муниципальными образованиями при проведении социально-значимых мероприятий, при некоммерческом издании учебников, научно-популярной, культурно-просветительской литературы, а также при выпуске электронных научно-популярных изданий.

Таким образом, получив регистрацию наименований и изображений в качестве товарных знаков, Музей-заповедник сегодня имеет реальную возможность эффективно реализовать данные ему полномочия и права по предоставлению разрешений на использование изображений вверенных ему объектов культурного наследия РФ.

Регистрация товарных знаков была осуществлена на имя ГУ «Музей-заповедник «Казанский Кремль». На сегодняшний день это является одним из средств осуществления контроля за использованием изображений объектов культурного наследия и обеспечения эффективной защиты интересов Музея-заповедника при несанкционированном использовании указанных изображений.

Регистрация данных товарных знаков была произведена с учетом всех требований закона. В ходе регистрации Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) направила в адрес музея-заповедника запрос о полномочиях музея-заповедника на регистрацию объектов культурного наследия РФ в качестве товарных знаков. В ответ на данный запрос музей-заповедник представил необходимые документы, включая устав музея, договор оперативного управления с Министерством земельных и имущественных отношений РТ и т.д. Представленные документы полностью удовлетворили экспертизу Роспатента, после чего были вынесены решения о регистрации всех заявленных товарных знаков.

Все соглашения и лицензионные договоры заключаются непосредственно с самим музеем-заповедником. Все средства, полученные при заключении договоров на использование изображений объектов культурного наследия, направляются исключительно на развитие музея-заповедника в соответствии с целями и задачами, обозначенными в уставе, утвержденном Постановлением КМ РТ №46 от 29.01.2010 г.

На сегодняшний день финансирование одного из важнейших музеев Республики Татарстан осуществляется из бюджета республики, а также за счет средств, поступивших от предпринимательской деятельности. Задачи, поставленные перед Музеем-заповедником в Концепции музеефикации и развития Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль», утвержденной Постановлением КМ РТ № 504 от 09.10.2006 г., требуют значительных денежных средств. Музей-заповедник постоянно развивается, разрабатывая новые музейные и научные проекты, расширяя направления своей деятельности.

В настоящее время это особенно актуально в связи с принятием Федерального закона №83-ФЗ от 8.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», целью которого является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения.

Таким образом, деятельность музея-заповедника по реализации своих прав по предоставлению разрешений на использование изображений и наименований объектов культурного наследия, музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на территории Казанского Кремля и товарных знаков направлена на формирование дополнительных источников финансирования уставных задач музея-заповедника без привлечения бюджетных средств.