казанский кремль

государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

вернуться назад

В центре Эрмитаж-Казань открылась выставка АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВА «АННА КАРЕНИНА . АКВАТИНТЫ»

В центре Эрмитаж-Казань открылась выставка  АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВА «АННА КАРЕНИНА . АКВАТИНТЫ»

С 4 сентября по 7 октября 2017 года в Центре «Эрмитаж-Казань» пройдет выставка Александра Алексеева «Анна Каренина» Акватины.

В залах «Эрмитаж-Казань» собрались почитатели творчества Алексеева и те, кто никогда не слышал о художнике из России. Выставка для всех стала открытием: для первых это знакомство с прижизненными оттисками художника, которые в России представили лишь  в этом году, а для вторых это возможность узнать имя безвестного русского художника, ставшим прародителем компьютерной графики и анимации, изобретателем игольчатого экрана.

Новое прочтение романа Льва Толстого глазами художника, аниматора и режиссера. Каждая работа содержит в себе суть предыдущей, являясь формой следующего листа. Офорт за офортом, лист за листом открывается живой, волнующий, ускользающий, словно тень мир художника, рожденный из строк романа и претворённого в офортах в 1950-е годы во Франции.

Мало кто в России знаком с творчеством художника, повлиявшего на развитие анимации и кинематографа. Безвестный русский, знаменитый француз, с таким названием вышла в свет первая книга об Алексееве, художнике чье имя на родине позабыто. Александр Александрович Алексеев родился в Казани, но большую часть жизни прожил в Париже.

Как отметила на открытии Зиля Рахимьяновна Валеева, директор музея — заповедника Казанский Кремль:  «Алексеев всегда был романтичным кадетом, не таким как все, особенным. Он мог по несколько часов рассматривать тени на потолке, следуя глазами за движением черно-белых пятен. Сегодня у нас есть большой повод для гордости – широту его творчества мы впервые представляем в нашей республике. Первые сведения об Александре Алексееве появились лишь в 1999 году. Мы нашли их в личной библиотеке Булата Галиева, это была книга о выпускниках Петербургского университета. А ведь он был и инженер, и иллюстратор, и художник – все это с большой буквы».

— «Среди всех видов изобразительного искусства графика один из самых сложных видов. Каждая прорезанная линия рисунка на металле должна быть тщательно продумана, так готовится печатная основа, с нее впоследствии с помощью красок делается оттиск. Александр Алексеев в офортах к Анне Карениной использует технику акватинты, где помимо кислот, он использует канифольные или другие порошки  для создания акварельных разводов. Акварельные эффекты дают плавные переходы от одного листа к другому, каждая гравюра кадр из фильма. Так же и в его фильмах — каждый кадр это законченная гравюра.  Выставка символично открывается не только в преддверии Фестиваля мусульманского кино, но и в преддверии биеннале печатной графики, которая откроется в Казанском Кремле в ноябре», – анонсировала Ольга Львовна Улемнова, искусствовед института языка и литературы  Академии наук РТ.

Благодаря  коллекционеру из Германии Ирине Стежка российский зритель познакомился с одной из значительных графических серий Алексеева «Анна Каренина». Доски для гравюры к роману Анна Каренина были найдены в 1997 году дочерью художника в подвале мастерской известного французского печатника. Это самые первые авторские доски и листы, на 102 акватинте рукой художника написана благодарность издателю Фламмариону за предстоящую публикацию. Остается загадкой, почему так и не вышла в свет книга с иллюстрациями Алексеева в 1957 году? И лишь в 2005 году иллюстрации художника появились вместе с бессмертным текстом Толстого на страницах двухтомного романа, изданного петербургским издательством «Вита Нова». Путь «Анны Карениной» в Казань оказался запутанным: аукционная продажа в Париже, «переезд» офортов в Германию, где живет Ирина Стежка, и  наконец, возвращение в Россию, где и был написан роман.

Имя Алексеева тесно связано с Фестивалем мусульманского кино. На одном из первых Минбаров его имя звучало на молодежной площадке, в прошлом году графику был посвящен баннер выставки. В 2003 году Сергей Михалков снял об Александре Алексееве фильм в цикле «Русские без России». Его и мультипликационные фильмы Алексеева («Ночь на лысой горе», «Нос») можно увидеть в рамках выставки.

Добро пожаловать!

Адрес: Музей-заповедник «Казанский Кремль», 

Центр «Эрмитаж-Казань»  

Тел.: (843) 567-80-32; 567-80-34

hermitage-kazan@mail.ru; http://kazan-kremlin.ru

loading ...

IMG_8144
IMG_8168
IMG_8169 (1)
IMG_8170