Дворцовая церковь
описание объекта
Дворцовая церковь построена в XVII веке в северной части Казанского Кремля. По одной из гипотез храм построен на месте, где в ханский период находилась мечеть Нур-Али. В XVIII веке церковь была перестроена и переосвящена как Введенская. Стены были выложены из крупного кирпича, оштукатурены. Церковь воплощала в себе традиции русского барокко.
Введенская церковь была «домовой», предназначалась для службы казанского губернатора. Службы в церкви проводил один священник, который жил при дворце, псаломщики – приглашённые.
В 1749 году церковь горела, но была восстановлена, однако после пожара 1815 года восстановить её изначальный облик стало невозможно. В уцелевших церковных постройках до 1849 года размещался пороховой склад.
Император Николай I во время визита в Казань в 1836 году указал, что сгоревшая церковь должна быть восстановлена и соединена с Губернаторским дворцом, строительство которого тоже вскоре должно было начаться. Церковь была восстановлена как дворцовая при Губернаторском дворце.
В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Дворцовая церковь во имя Сошествия Святого Духа с приделом святой мученицы царицы Александры занимала второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в котором была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской, представительницей местного дворянства.
Иконы и храмовая утварь написаны и созданы в XIX веке, но не сохранились, так как в 1918 году церковь была разграблена.
В советский период церковь выполняла функции столовой. Её внутреннее оформление было утрачено.
Новая церковь повторяла основные структурные элементы сгоревшего храма. Здание имеет форму пирамиды и составлена из разновеликих объёмов. По углам объёмы украшены пучками полуколонн с пышными капителями, под кровлей – кирпичными фризами. На окнах – нарядные наличники с «петушиными гребешками». Галерея убрана ширинками и рядом прямоугольных выступов в виде орнамента.
Верх храма увенчан маковкой-луковицей на восьмигранном барабане, углы которого отмечены полуколоннами. Маковку украшают накладные дубовые венки и листья и по рёбрам граней.
Церковь имеет арочную закрытую галерею – храмов с таким старым архитектурным элементом, заимствованным у теремов, сохранилось мало. Поначалу галерея была незастеклённой и представляла собой П-образный балкон по трём сторонам периметра четверика. Потом её застеклили, превратив в светлый коридор. В 2002 году церковь была отреставрирована, все оконные рамы стали открывающимися. На куполе храма был установлен знак Юнеско, хотя церковь не была действующей. Вскоре знак был убран, поэтому церковь в настоящее время имеет купол без знака или креста на его вершине.
Сегодня в здании церкви на втором этаже находится постоянная экспозиция Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. На первом этаже – выставочный зал Музея.