25.01.2024
Центр «Эрмитаж-Казань»Эрмитажный лекторий – это лекции от ведущих сотрудников Государственного Эрмитажа в Казани. Центр «Эрмитаж-Казань» Музея-заповедника «Казанский Кремль» в новом образовательном проекте подготовил разнообразную тематику циклов лекций.
Лекция посвящена иллюзорной архитектуре в оформлении дворцов и церквей, которая достигает апогея в эпоху барокко. Фактически живописец становится архитектором, с помощью кисти преобразуя пространство. Стены и потолки практически полностью исчезают как плоскости, позволяя вымышленному миру слиться с реальным. Росписи могли имитировать элементы архитектуры, включая даже лестницы и террасы, «продолжать» реальные колонны и карнизы, порождая впечатление бесконечности пространства.
Порой росписи-обманки настолько завораживают, что по примеру деревянного мальчишки хочется буквально «войти» в стену или приоткрыть изображенную на ней дверь!
Лектор: Бахарева Наталья Юрьевна, историк, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель фонда живописи XVIII века Отдела истории русской культуры.
Лекция посвящена искусству обманок, подражающих предметному миру и живой природе. Имитируются сами произведения искусства, когда художники в других материалах обращаются к убедительному воспроизведению картин, гравюр и рисунков, глиптики и мозаики. Правдоподобность масляной живописи и графики ярко отразилась в фарфоре и тканях. Излюбленными образцами для создания обманок были книги и альбомы, которые размещаясь в библиотеках рядом с настоящими вещами и «ожидали» часа своих разоблачений.
Лектор: Багдасарова Ирина Радиковна, хранитель императорского фарфора, старший научный сотрудник и ученый секретарь Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа; кандидат искусствоведения.
Лекция посвящена натюрмортам-обманкам, получившим название «тромплёй» (фр. trompe-l’œil – обман зрения). Их целью является создание оптической иллюзии трехмерности, визуальной осязаемости изображенных объектов, как будто выходящих из картины в пространство зрителя. Картины-обманки могли также представлять окна, ниши, шкафы, лепные рельефы. Такие полотна «дополняли» интерьер, в котором они висели, иллюзорными изображениями архитектурных элементов и предметов убранства. Этот эффект достигался благодаря скрупулезной передаче объема и различных фактур, а также соблюдению ряда условий построения композиции.
Лектор: Бахарева Наталья Юрьевна
Лекция посвящена предметным обманкам из фарфора с ягодами, фруктами, овощами, спаржей и прочими закусками, которые ставили рядом с настоящими и ожидали, когда сотрапезники потянутся за искусственным угощением. Соревнование с миром природы выдерживали дополняющие убранство столов искусственные цветы, раскрашенные «под натуру». Использовались лотки в виде листьев или раскрытых бутонов пионов, подсолнечников и других цветов – для подачи десертов. Оригинальной является фарфоровая «еда», которая никогда не испортится, неизменно оставаясь «свежей». На некоторых предметах «сидит» муха или «ползет» гусеница, заставляя гостей еще более поверить в «настоящие» продукты.
Лектор: Багдасарова Ирина Радиковна
Варфоломеевская ночь и протестантские войны во Франции вынудили многие семьи покинуть родину в поисках мирной жизни. Среди таких семейств оказалась и семья ремесленника Фаври, фамилия которого с XVII столетия претерпела несколько трансформаций и стала известна с середины XIX столетия в Российской империи благодаря ювелиру Густаву Фаберже и его потомкам.
На протяжении более чем 170 лет фирма Картье следует веяньям моды и сохраняет классические каноны ювелирного искусства. Изделия Картье невозможно спутать с творениями других мастеров, так как они обладают своим особенным узнаваемым почерком. Вне зависимости от функционального назначения вещи, она всегда совершенна как истинное произведение искусства.
Стиль Тиффани – стиль роскоши. А знаменитый фирменный бирюзовый цвет ассоциируется с предвкушением эстетического удовольствия. Стиль Тиффани – это сочетание функциональных деталей и драгоценных материалов. Первый магазин был открыт на Манхэттене под названием Tiffany, Young and Ellis. Торговали там канцелярскими товарами, сервизами, сувенирами. Но уже в 1853 году Чарльз Тиффани перенял руководство у компаньонов и переименовал его в Tiffany & Co, ставшее впоследствии семейным предприятием.
Начало лекций в 11:00 и 18:30
Лектор: Петрова Виктория Сергеевна, преподаватель истории декоративно-прикладного искусства и истории искусств, сотрудник Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа.
Лекция посвящена выдающемуся собранию Государственного Эрмитажа – коллекции «Гардероб Петра I», которая не только поражает количеством, качеством, сохранностью экспонатов, но и разрушает сложившиеся представления о первом российском императоре как о человеке, который носил в основном простую одежду плотника или военный мундир, который не стремился к комфорту и ничего не понимал во французской моде конца XVII – первой четверти XVIII в.
На протяжении полутора веков, начиная с царствования Екатерины II вплоть до падения империи, Российский двор считался одним из самых роскошных монарших дворов Европы. Едва ли не главную роль в создании и поддержании имиджа блестящего и величественного двора играли церемониальные одежды. Когда в России появились регламентированные придворные костюмы, как их надевали и носили, какое влияние оказывала мода на одежду придворных дам и кавалеров? Этим и многим другим аспектам истории церемониальных костюмов Русского двора посвящается лекция.
Самым известным придворным маскарадом в русском стиле стал костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, получивший широкий общественный резонанс. Об этом событии вспоминали мемуаристы, писали столичные и провинциальные газеты, портреты участников бала в «исторических» костюмах выполнили лучшие фотографы своего времени. Маскарад 1903 года иногда ошибочно называют последним балом империи, настолько он своей грандиозностью затмил все последующие балы.
Начало лекций в 11:00 и 18:30
Лектор: Тарасова Нина Ивановна, хранитель коллекции костюма Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.
Цена билета на одну лекцию: 250 ₽
Абонемент на цикл из трёх лекций: 660 ₽
Билеты можно приобрести в кассе музея, онлайн и по Пушкинской карте.
Необходима предварительная запись. Количество мест ограничено.
Запись на лекции и дополнительная информация по телефонам: +7 (843) 567-80-32, +7 (843) 567-80-34.
Адрес: Музей-заповедник «Казанский Кремль», Центр «Эрмитаж-Казань» (3 этаж).
Музей оставляет за собой право изменения порядка лекций в циклах, а также замены лекторов и места проведения занятий.
Остановка «Центральный стадион»
Автобусы: 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75
Троллейбус: 2
Метро: станция «Кремлевская»
Музей-заповедник «Казанский Кремль» открыт для посещения круглосуточно. Вход на территорию осуществляется через Спасскую башню (круглосуточно), Тайницкую башню (с 6:00 до 20:00)
Припарковать свой автомобиль можно вблизи музея-заповедника на платной муниципальной парковке.
В субботние, воскресные и праздничные дни ‒ плата за парковку не взимается.
Официальный сайт - https://parkingkzn.ru/ru/
На территории Казанского Кремля работают сувенирные магазины и торговые лавки с изделиями ручной работы.
Фирменный магазин Казанского Кремля находится в 4 подъезде здания Присутственных мест. Здесь можно приобрести сувениры, книги для детей и взрослых, фирменные футболки и свитшоты, свечи и диффузоры с ароматами, созданными специально для Казанского Кремля.
Режим работы: понедельник-четверг – 9:00-18:00, пятница – 9:00-19:00, суббота-воскресенье – 9:00-18:00
Аудиогид – это удобный и доступный способ познакомится с Казанским Кремлем.
Стоимость проката аудиогида: 350 ₽ (аудиогид, наушники, карта)
Аудиогид выдается в кассе Музея-заповедника «Казанский Кремль» расположенной в Спасской Башне.
Часы работы кассы: с 8:00 до 20:00
Для использования аудиогида необходимо в залог оставить документ (водительское или пенсионное удостоверение) или денежный залог в размере 2000 ₽
Кафе и рестораны на территории Казанского Кремля