25.01.2024
Центр «Эрмитаж-Казань»Эрмитажный лекторий – это лекции от ведущих сотрудников Государственного Эрмитажа в Казани. Центр «Эрмитаж-Казань» Музея-заповедника «Казанский Кремль» в новом образовательном проекте подготовил разнообразную тематику циклов лекций.
Лекция посвящена иллюзорной архитектуре в оформлении дворцов и церквей, которая достигает апогея в эпоху барокко. Фактически живописец становится архитектором, с помощью кисти преобразуя пространство. Стены и потолки практически полностью исчезают как плоскости, позволяя вымышленному миру слиться с реальным. Росписи могли имитировать элементы архитектуры, включая даже лестницы и террасы, «продолжать» реальные колонны и карнизы, порождая впечатление бесконечности пространства.
Порой росписи-обманки настолько завораживают, что по примеру деревянного мальчишки хочется буквально «войти» в стену или приоткрыть изображенную на ней дверь!
Лектор: Бахарева Наталья Юрьевна, историк, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель фонда живописи XVIII века Отдела истории русской культуры.
Лекция посвящена искусству обманок, подражающих предметному миру и живой природе. Имитируются сами произведения искусства, когда художники в других материалах обращаются к убедительному воспроизведению картин, гравюр и рисунков, глиптики и мозаики. Правдоподобность масляной живописи и графики ярко отразилась в фарфоре и тканях. Излюбленными образцами для создания обманок были книги и альбомы, которые размещаясь в библиотеках рядом с настоящими вещами и «ожидали» часа своих разоблачений.
Лектор: Багдасарова Ирина Радиковна, хранитель императорского фарфора, старший научный сотрудник и ученый секретарь Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа; кандидат искусствоведения.
Лекция посвящена натюрмортам-обманкам, получившим название «тромплёй» (фр. trompe-l’œil – обман зрения). Их целью является создание оптической иллюзии трехмерности, визуальной осязаемости изображенных объектов, как будто выходящих из картины в пространство зрителя. Картины-обманки могли также представлять окна, ниши, шкафы, лепные рельефы. Такие полотна «дополняли» интерьер, в котором они висели, иллюзорными изображениями архитектурных элементов и предметов убранства. Этот эффект достигался благодаря скрупулезной передаче объема и различных фактур, а также соблюдению ряда условий построения композиции.
Лектор: Бахарева Наталья Юрьевна
Лекция посвящена предметным обманкам из фарфора с ягодами, фруктами, овощами, спаржей и прочими закусками, которые ставили рядом с настоящими и ожидали, когда сотрапезники потянутся за искусственным угощением. Соревнование с миром природы выдерживали дополняющие убранство столов искусственные цветы, раскрашенные «под натуру». Использовались лотки в виде листьев или раскрытых бутонов пионов, подсолнечников и других цветов – для подачи десертов. Оригинальной является фарфоровая «еда», которая никогда не испортится, неизменно оставаясь «свежей». На некоторых предметах «сидит» муха или «ползет» гусеница, заставляя гостей еще более поверить в «настоящие» продукты.
Лектор: Багдасарова Ирина Радиковна
Варфоломеевская ночь и протестантские войны во Франции вынудили многие семьи покинуть родину в поисках мирной жизни. Среди таких семейств оказалась и семья ремесленника Фаври, фамилия которого с XVII столетия претерпела несколько трансформаций и стала известна с середины XIX столетия в Российской империи благодаря ювелиру Густаву Фаберже и его потомкам.
На протяжении более чем 170 лет фирма Картье следует веяньям моды и сохраняет классические каноны ювелирного искусства. Изделия Картье невозможно спутать с творениями других мастеров, так как они обладают своим особенным узнаваемым почерком. Вне зависимости от функционального назначения вещи, она всегда совершенна как истинное произведение искусства.
Стиль Тиффани – стиль роскоши. А знаменитый фирменный бирюзовый цвет ассоциируется с предвкушением эстетического удовольствия. Стиль Тиффани – это сочетание функциональных деталей и драгоценных материалов. Первый магазин был открыт на Манхэттене под названием Tiffany, Young and Ellis. Торговали там канцелярскими товарами, сервизами, сувенирами. Но уже в 1853 году Чарльз Тиффани перенял руководство у компаньонов и переименовал его в Tiffany & Co, ставшее впоследствии семейным предприятием.
Начало лекций в 11:00 и 18:30
Лектор: Петрова Виктория Сергеевна, преподаватель истории декоративно-прикладного искусства и истории искусств, сотрудник Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа.
Лекция посвящена выдающемуся собранию Государственного Эрмитажа – коллекции «Гардероб Петра I», которая не только поражает количеством, качеством, сохранностью экспонатов, но и разрушает сложившиеся представления о первом российском императоре как о человеке, который носил в основном простую одежду плотника или военный мундир, который не стремился к комфорту и ничего не понимал во французской моде конца XVII – первой четверти XVIII в.
На протяжении полутора веков, начиная с царствования Екатерины II вплоть до падения империи, Российский двор считался одним из самых роскошных монарших дворов Европы. Едва ли не главную роль в создании и поддержании имиджа блестящего и величественного двора играли церемониальные одежды. Когда в России появились регламентированные придворные костюмы, как их надевали и носили, какое влияние оказывала мода на одежду придворных дам и кавалеров? Этим и многим другим аспектам истории церемониальных костюмов Русского двора посвящается лекция.
Самым известным придворным маскарадом в русском стиле стал костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, получивший широкий общественный резонанс. Об этом событии вспоминали мемуаристы, писали столичные и провинциальные газеты, портреты участников бала в «исторических» костюмах выполнили лучшие фотографы своего времени. Маскарад 1903 года иногда ошибочно называют последним балом империи, настолько он своей грандиозностью затмил все последующие балы.
Начало лекций в 11:00 и 18:30
Лектор: Тарасова Нина Ивановна, хранитель коллекции костюма Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.
Цена билета на одну лекцию: 250 ₽
Абонемент на цикл из трёх лекций: 660 ₽
Билеты можно приобрести в кассе музея, онлайн и по Пушкинской карте.
Необходима предварительная запись. Количество мест ограничено.
Запись на лекции и дополнительная информация по телефонам: +7 (843) 567-80-32, +7 (843) 567-80-34.
Адрес: Музей-заповедник «Казанский Кремль», Центр «Эрмитаж-Казань» (3 этаж).
Музей оставляет за собой право изменения порядка лекций в циклах, а также замены лекторов и места проведения занятий.
Central Stadium Bus Station
Buses: 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75
Trolley-bus: 2
Metro (Underground): Kremlevskaya Station
The Kazan Kremlin Museum-Reserve is open to the public 24/7. The entrance to the territory is through the Spasskaya Tower (around the clock) or the Tainitskaya Tower (from 6:00 to 20:00).
You can park your car near the museum-reserve in a paid municipal parking lot.
No parking fee is charged on Saturdays, Sundays and public holidays.
Official website - https://parkingkzn.ru/ru/
On the Kazan Kremlin grounds, souvenir shops and shops selling handmade goods are working.
The Kazan Kremlin's branded shop is located at the 4th entrance to the building of Prisutstvennye Mesta. Souvenirs, children's and adult books, branded T-shirts and sweatshirts, and candles and diffusers with fragrances designed specifically for the Kazan Kremlin can all be purchased here.
Working hours: Monday – Thursday – 10:00–19:00, Friday – 10:00–20:00, Saturday & Sunday – 10:00–19:00
An audioguide is a convenient and easily accessible way to get acquainted with the Kazan Kremlin.
The price for renting an audioguide: 350 ₽ (audioguide, headphones, map)
The audioguide is available at the Kazan Kremlin Museum-Reserve's ticket office, which is located in the Spasskaya Tower.
Ticket Office operating hours: from 8:00 to 20:00
To use the audioguide, you must leave a document (driving license or pension certificate) or a cash deposit in the amount of 2000 ₽ as a pledge.
Cafés and restaurants on the territory of the Kazan Kremlin